Корабельная сторона
Номер от 4 октября 2004 г.

И на Тихом океане...
В качестве вероятного военного противника в Вашингтоне рассматривают Китай

К такому выводу пришли эксперты «RBC daily», опросившие ряд специалистов. По их мнению, объявленные сокращения американского военного присутствия в Германии, Южной Корее и Японии, равно как и усиление в Болгарии, Румынии и Австралии, Сингапуре, Таиланде, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, направлены на сдерживание растущей военной мощи Китая.

- СРАЗУ после появления американских военных баз в бывших советских среднеазиатских республиках специалисты нашей группы обратили внимание, что их расположение оптимально в качестве трамплина для ведения боевых действий в китайской провинции Синьцзян (населенные мусульманами западные провинции Китая и буддистский Тибет, где сильны позиции сепаратистов, - наиболее уязвимые точки КНР). Основные авиаудары будут наноситься с авиабазы в Кандагаре в Афганистане. В этой связи логично перемещение личного состава из ФРГ в Восточную Европу, поближе к зоне боевых действий. Непосредственно в Азии разместить сухопутные войска нельзя, поскольку они могут оказаться под ударом китайцев, - сказал «RBC daily» руководитель исследовательской группы «Памир - Урал» Александр Собянин.

Передислокации намечаются и в азиатско-тихоокеанском регионе, который Пекин рассматривает как основную зону своей экспансии.

- Перемещая войска из Кореи и Японии, США убирают их из зоны прямого удара со стороны Китая или же северокорейской армии, - сказал «RBC daily» эксперт «ПИР-центра» Дмитрий Евстафьев. - В Южной Корее, например, военные объекты США расположены таким образом, что могут быть внезапно накрыты массированным огнем северокорейской артиллерии. В этой связи понятно, почему в первую очередь из этих стран будет эвакуирован именно командный состав. Австралия в этой раскладке будет играть роль своего рода тыловой базы.

В Сингапуре и Таиланде в короткие сроки может быть создана необходимая военная инфраструктура.

- Координация всей военной кампании против Китая как на уровне военных, так и на уровне спецслужб, будет осуществляться с американской военной базы на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане, - замечает Александр Собянин.

Следует обратить внимание, что речь не идет о немедленном военном вторжении США в Поднебесную, как это имело место в Ираке. Все-таки Китай является постоянным членом Совета безопасности ООН. Скорее, американская перегруппировка необходима для оказывания политического давления и демонстрации решимости не допускать глобального усиления Китая как в регионе, так и на мировой арене. Было бы неверным считать, что в Пекине не замечают этих приготовлений. Здесь готовятся к достойному ответу. Но в отличие, скажем, от Индии, где наращивание военной мощи происходит диверсифицированно, китайцы ориентируются на технологии России и собственные разработки, которые в большей или меньшей степени повторяют те же российские разработки. При этом в Пекине недвусмысленно дают понять, что военная мощь Китая будет одной из сильнейших в мире. В том числе и ВМС.

При этом военный флот требуется Китаю не только и не столько для присоединения Тайваня. Куда более важным представляется другой вектор приложения военно-морской мощи Пекина в ближайшие десятилетия - экспансия в направлении спорных островов в Южном и Восточно-китайском морях. К числу последних относятся территориальные споры между странами региона, в основном по поводу государственной принадлежности Парасельских островов и островов Спратли, на которые претендуют одновременно КНР, Тайвань, Филиппины, Малайзия, Вьетнам и Индонезия.

Наблюдатели отмечают, что военно-морское строительство в Китае и на соседнем Тайване в последнее время принимает характер затяжной гонки военно-морских вооружений. Китайская программа насчитывает две главные фазы. Первая (до 2010 года) предусматривает обеспечение ВМС кораблями, способными действовать непосредственно у берегов материкового Китая, у Японских островов, Тайваня и Борнео. Вторая (до 2020 года) предполагает создание кораблей океанской зоны. Особенностью второй фазы должно стать строительство двух авианосцев водоизмещением по 48000 тонн, которые будут составлять основу двух ударных группировок, ряда новых ракетных крейсеров, эсминцев, фрегатов, атомных и дизель-электрических подводных лодок. По данным западных экспертов, через сорок пять лет ВМС КНР планируют достичь паритета с флотами ведущих промышленно развитых стран и, прежде всего, США. Любопытно, что российские верфи, участвуя в создании этой мощи, отрабатывают технологии для укрепления сил отечественного флота.

Наши эксперты, кстати, полагают, что китайцы, поставив перед собой амбициозные цели, все же не смогут догнать США. Просто по завершении программы модернизации своего флота в КНР поймут: Америка за это время построила флот совсем иного рода. И его опять надо догонять. Хорошо, хоть в России начинают понимать это и проектируют военно-морские силы под свои задачи с учетом перспективы, а не клонируют устаревшие образцы кораблестроения Соединенных Штатов.

Владимир ВОЛОДИН