Корабельная сторона
Номер от 4 октября 2004 г.

«Америка России подарила пароход...»

По нашим рекам и в самом деле ходили суда из-за океана

Кто из нас не помнит «Севрюгу» - пароход из популярнейшей кинокомедии Григория Александрова «Волга-Волга»?! Этому диковинному на вид плавучему сооружению посвятил в фильме свою знаменитую песенку его чрезмерно самоуверенный капитан: «Америка России подарила пароход...»

На далекой Миссисипи

Глядя на экран, большинство зрителей полагают, что «Севрюга» - плод фантазии сценаристов фильма. И надо сказать, не без основания: громоздкая и неказистая архитектура надстройки, напоминающая дебаркадер, две прямо-таки пародийные дымовые трубы, и, наконец, огромное гребное колесо с плицами, расположенное не побортно, как у большинства известных колесников, а в корме. Такое присуще не камским и волжским пароходам, а паровикам XIX века с далекой Миссисипи.

А между тем «Севрюга», скажем так, реальный персонаж своего времени, а родина ее проекта и в самом деле Соединенные Штаты Америки. У здешних пароходов, воспетых Марком Твеном, расположение гребного колеса было кормовым. Эту техническую идею позаимствовали европейцы. В России, сразу скажем, она практически не прижилась, а западноевропейским фирмам, строившим речные суда, она приглянулась, и в частности инженерам бельгийской фирмы «Коккериль», где русские предприниматели с Волги заказывали пароходы.

Первым это сделали управляющие волжской судоходной фирмы с необычным, но красноречивым названием «Самолет». В 1880 году первое судно, построенное по американскому типу появилось на главной русской реке. Называлось оно «Вера». Убедившись вскоре, что такой двухпалубник экономичнее однопалубников, в 1884-м общество заказало второе судно, назвав его «Великая княгиня Мария Павловна». Третий же «американский» пароход русские решили построить сами и поручили это своему коломенскому заводу. Увы, судно у отечественных строителей не получилось. И хотя его загодя нарекли «Надеждой», возлагавшихся надежд будущих владельцев этот пароход не оправдал. В процессе его строительства выявилось большое количество серьезных дефектов, и «Самолет» от него отказался, даже не оплатив заводу расходов на постройку.

«Вере», между прочим, тоже не повезло. В 1886 году, когда пароход стоял на Камышинском плесе, на нем случился пожар, причем с большим количеством человеческих жертв. Это на несколько лет сказалось на репутации общества «Самолет». Однако другие суда американского типа еще долгое время служили на реках России. «Севрюга» входила в их число. Однако неизвестно, было ли это настоящее название парохода либо его придумали сценаристы фильма.

Вопреки истине

Америка России

Подарила пароход:

Две трубы, колеса сзади

И ужасно тихий ход.

Последняя строчка песенки раскрывала главный недостаток двухтрубного раритета. Откровенно говоря, тихий ход судна, подобного «Севрюге», был придуман создателями фильма в угоду сценарной линии, по которой допотопный провинциальный долгожитель должен был рассмешить публику, а главное, непременно уступить в речной гонке более современным судам. Как выясняется, на самом деле речные паровики американского типа не были такими медлительными. Типовой товаро-пассажирский двухпалубник с машиной в 580 индикаторных сил брал 10 тысяч пудов груза и при этом выдавал 22 версты в час против течения и 26 - по течению.

Догадка президента Рузвельта

А еще наша русская «Севрюга», если верить рассказам людей из сталинского окружения, косвенно вошла в мировую историю, точнее, в историю Второй мировой войны, а конкретно - стала маленьким эпизодом в увертюре открытия второго фронта союзниками.

В один из дней 1943-го Иосиф Сталин с очередной партией дипломатической почты отправил американскому президенту Франклину Рузвельту подарок - фильм «Волга-Волга». В принципе, ничего особенного в этом жесте не было, поскольку и американцы время от времени слали нам свои картины, которые, правда, впоследствии народная молва совершенно безосновательно причисляла к «трофейным». Но тут был один момент: западные политики, хорошо знавшие азиатскую хитрость товарища Сталина, были уверены, что «вождь и учитель» ничего просто так не делает и уж если прислал именно «Волгу-Волгу», то, стало быть, в этом фильме обязательно кроется некий намек. Рассказывают, будто бы Рузвельт несколько раз просмотрел картину, прежде чем на кадрах с песенкой «Америка России...» наконец воскликнул: «Теперь я понял, что хотел сказать Сталин! Он намекает на то, что мы ужасно медлим с открытием второго фронта, который мы обещали ему с 1941 года...»

Конкуренты «Севрюги»

Как сложилась судьба «Севрюги» после съемок фильма, неизвестно. Однако в кадрах фильма зритель может увидеть и несколько других, современных для того времени речных пассажирских судов, которые вкупе с впечатляющими панорамами сооружений Волго-Дона, по задумке создателей фильма, должны были свидетельствовать о больших достижениях советских людей.

Например, пассажирский теплоход «Иосиф Сталин», который в конце концов доставил Стрелку и ее музыкальную команду на фестиваль в Москву. В мае 1937 года на заводе «Красное Сормово» специально к открытию движения по Волго-Дону были построены четыре однотипных теплохода с машиной в 700 л.с. По уровню комфортабельности они не знали себе равных. Головной из них назывался «Михаил Калинин». Остальные три - «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов» и «Клим Ворошилов». Однако в фильм попал именно «Иосиф Сталин».

В кадрах кинокартины можно увидеть и первые советские речные трамвайчики - предтечу послевоенных теплоходов типа МО.

А вот сведений о небольшом военном корабле «Пионер», чьи моряки исполняют в фильме маршеобразный вариант песни, отыскать не удалось.

Где Карандышев убил Ларису

Увидеть старый колесный пароход на реке теперь редкая удача. И у кинематографистов, которые снимают картины о событиях XIX и начала прошлого века, возникают известные проблемы с реквизитом. В числе послед-них, кому откровенно повезло, были создатели фильмов «Очарованный странник» по одноименной повести Лескова и «Жестокий романс» - по мотивам «Бесприданницы» Островского.

В первом случае волжане смогли предоставить съемочной группе пароход «Володарский» (в фильме он переименован в «Волгодар»), а во втором для изображения паратовской «Ласточки» использовали пароход «Спартак». Оба судна - долгожители Волги: в первую навигацию они вышли еще в 1914 году. Назывались они соответственно «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Пароходы были совершенно однотипными, даже заводские «сормовские» номера у них были последующими - 462 и 463. Речников поражала надежность их машин. Сами суда за долгое время прошли несколько капитальных ремонтов, а вот машины исправно «молотили» без каких-либо серьезных замен.

Любопытно, что режиссеру «Жестокого романса» Эльдару Рязанову пришлось снимать сцены на пароходе, который выполнял в это время свой обычный рейс. Поэтому Лариса после объяснения с Паратовым плакала в каюте, позаимствованной на время у капитана. Свой знаменитый романс Никита Михалков пел в салоне для пассажиров первого класса, а обезумевший Карандышев застрелил Ларису в салоне для пассажиров четвертого...

Олег ХИМАНЫЧ