Корабельная сторона
Номер от 22 сентября 2004 г.

«Культурная победа» катилась по рельсам
Теперь фото архангельского трамвая можно заключать в черную рамку

В самом начале этого сентября в нашем областном центре полностью закрыли трамвайное движение. «Правда Севера» иронически и не без сожаления резюмировала по этому поводу: «После тяжелой продолжительной болезни на 88 году жизни скончался архангельский трамвай»...

ЛИКВИДАЦИЮ самого демократичного вида городского транспорта чиновники обосновали экономическими доводами: долг парка за электроэнергию составил свыше полумиллиона рублей, а перспектив погасить эту сумму якобы нет.

Мы же сегодня вспомним 12 июня 1916 года, когда в Архангельске родился трамвай. Этому событию придавалось очень большое значение. На многолюдной церемонии присутствовали и губернатор, и городской голова, которые говорили о том, что «теперь город имеет удобный и дешевый способ передвижения», и даже называли электро-рельсовое нововведение «большой культурной победой». Первая линия связала тогда центр губернского Архангельска с его главными слободами. На снимке 1918 года, который мы предлагаем вашему вниманию сегодня, запечатлен типичный трамвайный вагон того времени, что остановился у здания Городской думы, небольшой, на четырехколесном шасси... В последующие восемь десятилетий трамваю будут несколько раз менять облик, увеличивая его габариты, тягу, вместимость и совершенствуя пассажирский салон. Протяженнее станут и его рельсовые пути: вагоновожатые поведут их от административного центра до самых пригородных окраин.

Теперь основной пассажирский поток города будет катиться на автобусах. Но мне жаль трамвая. Потому что вместе с его исчезновением Архангельск потерял одну из черточек своей самобытности и почетное звание самого северного города в мире, где были проложены трамвайные пути.

Олег ХИМАНЫЧ