Корабельная сторона
Номер от 7 сентября 2004 г.

Гадкий утенок CHARC
Этот катер не будет похож ни на одного из своих собратьев

Американская корпорация «Lockheed Martin» объявила, что приступила к созданию гибрида патрульного катера, вертолета и самолета палубного базирования.

В ПЕРЕВОДЕ аббревиатура CHARC (Covert High-speed Attack and Reconnaissance Craft) обозначает «скрытный высокоскоростной атакующий и разведывательный аппарат».

По размерам и водоизмещению гибрид можно причислить к малым катерам. Он заметно меньше обычных патрульных катеров прибрежной зоны. Длина новинки составит 12 метров. Экипаж состоит из двух человек. Пилоты, наверное, этот термин будет более подходить для обозначения экипажа, разместятся в кабине самолетного типа. Вооружение, состоящее из 20-миллиметровой скорострельной пушки, ракет и 40-миллиметрового гранатомёта, роднит аппарат с вертолетом. Да и сама тактика применения аппарата напоминает вертолетную. Он может медленно двигаться по заранее намеченному маршруту или вообще лежать в дрейфе. Для радаров противника он будет малозаметен, как вертолет на малой высоте. При обнаружении целей гибрид развивает максимальную скорость, входит в зону применения оружия и выполняет свою миссию. На самолеты аппарат будет походить способом базирования. Новинку предполагают размещать на кораблях, а чтобы она занимала мало места, поплавковая часть будет складной, как крылья у морских штурмовиков и истребителей.

Но в отличие от авиации этот необычный катер может находиться в районе патрулирования более долгое время.

Так называемая подводная часть аппарата напоминает две толстые торпеды, соединенные с основным корпусом тонкими пилонами. Необычный корпус относится к судам с малой площадью ватерлинии. Сопротивление таких подводных «сигар» намного меньше, чем у классического корпуса. Кроме того, из гидродинамики известно, что у всей комбинации будет меньше волновое сопротивление, оказывающее заметное влияние на максимальную скорость корабля при одной и той же мощности пропульсивной системы.

Разработчики утверждают, что новинка предназначена для пополнения пограничного прибрежного флота. Действуя в океане в составе, скажем, авианосного ордера, такие катера могли бы защищать флот от атак малозаметных и быстроходных ракетных катеров или подлодок. Проект может показаться любопытным, если учесть, что компания «Lockheed Martin» планирует осуществить его и в беспилотном варианте. Впрочем, осуществляя морские разработки на собственные средства, эта аэрокосмическая компания уже не раз строила опытные суда такой схемы, в том числе образцы, предназначавшиеся для американских ВМС. В серию пока ничего не попало. Хотя специалисты признают, что результаты у экспериментальных машин впечатляющие.

А вот российские наблюдатели склонны скептически отнестись к заявлениям «Lockheed Martin». Дело в том, что в производстве и эксплуатации гибрид будет намного дороже обычных катеров. По скоростным характеристикам он вряд ли приблизится к катерам глиссирующего типа, судам на воздушной подушке или на подводных крыльях. Для эксплуатации новинки необходимо создавать новую инфраструктуру, переучивать людей. В настоящее время в России уже строятся патрульные катера, перешагнувшие 50-узловой барьер скорости. Даже у президента России есть катер, который не сможет догнать ни одна торпеда. Что же касается вооружения, то ставить на плавсредство, где нет таких жестких массогабаритных ограничений, комплексы авиационного типа - просто расточительно. Катер должен нести больше оружия. Ему же не с танками воевать. Хотя справедливости ради надо отметить, что если на таком «космическом» монстре подлететь, например, к браконьерам Каспия, то те обязательно будут переполнены эмоциями.

Российские эксперты, рассматривая проект, обращают внимание вот на какую особенность. По всей видимости, заявления американцев о создании нового патрульного катера - это пыль в глаза. Скорее всего, американцы, создавая такие гибриды, практически проверят модель какого-то большого корабля будущего. В самом деле, использование в подводной части двух «подводных лодок» привлекательно с точки зрения повышения скоростных и мореходных качеств. В «сигарах» можно разместить пропульсивные системы и некоторые элементы оружия самообороны. Корабль подобной конструкции мог бы идти 45 - 50- узловым ходом даже при значительном волнении моря, не испытывая при этом сколько-нибудь серьезной качки. А это уже очень привлекательная платформа для размещения боевых самолетов. В таком случае летная палуба может иметь просто гигантские размеры. Здесь будет уместным напомнить: уже сейчас существует плавучий космодром, выполненный по подобной схеме. Так что будем ждать новых сообщений от американских кораблестроителей.

Владимир ВОЛОДИН