Корабельная сторона
Номер от 7 сентября 2004 г.

Экипажи машин боевых
О героической и трагической судьбе танкистов и немного о своей судьбе

Завтра, 8 сентября, известному северодвинцу Илье Марковичу Белаковскому исполняется 80 лет. В канун юбилея давнего автора «Корабельной стороны» и в канун Дня танкистов мы помещаем небольшое эссе ветерана о его путях-дорогах фронтовых. И, конечно, хотели бы поздравить нашего уважаемого автора, ветерана войны и труда, кавалера ордена Славы и двух орденов Трудового Красного Знамени, не только с Днем танкистов, но и с его замечательным юбилеем.

РОЛЬ танков во Второй мировой войне переоценить трудно. Военные успехи Германии в первый период войны, так же как разгром фашистов под Сталинградом, Курском, Берлином, капитуляция миллионной Квантунской армии японцев после стремительной двухнедельной операции - все это было достигнуто благодаря массовому применению танков, благодаря героизму, а иногда самопожертвованию их экипажей. День танкистов был учрежден после окончания Второй мировой войны. Судьбе было угодно, чтобы самый первый День танкистов совпал с моим днем рождения, а я в Великую Отечественную провоевал пять месяцев танкистом.

Сражаться я начал в июле 1943 года в качестве стрелка-радиста танка КВ-1С в составе 40-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка прорыва на Жиздринском направлении Западного фронта. За время моей службы в 40-м полку я около десяти раз участвовал в танковых атаках, во время которых сгорели два танка КВ и одна самоходка СУ-152; тогда погибли восемь танкистов и несколько человек получили ранения и ожоги. Хорошо помню, что после этих трагедий у нас, уцелевших членов экипажей сгоревших машин, некоторое время сохранялось ощущение, что подходит и наша очередь... За два с небольшим месяца боев наш полк был вынужден дважды обновлять материальную часть и экипажи, а в начале сентября 1943 года, когда у нас вновь осталось в строю всего четыре танка, полк вывели на переформировку - вместо 18 танков мы получили 12 самоходных орудий СУ-152 - и перебросили на 4-й Украинский фронт. В экипажах СУ-152 не было стрелков-радистов, и я стал обслуживать радиостанцию командирского танка, а также переносные.

В декабре 1943 года при перемещении командного пункта мы с напарником попали под залп фашистского шестиствольного миномета. Я был тяжело контужен и выписан из госпиталя уже в феврале 1944 года с ухудшившимся зрением - в очках с железной оправой, что исключало дальнейшую службу в танкистах.

Героические и трагические события этого периода навсегда сохранились в памяти и даже повторялись - в снах. Помню, лет тридцать назад после просмотра телефильма о танкистах меня ночью разбудила жена: я стонал и кричал. Во сне я вновь увидел, как, покидая горящую самоходку, я пытался помочь выбраться водителю Андрюше. В темном задымленном пространстве я подхватил его под мышки, потянул вверх и поразился легкости его тела. Вглядевшись, я с ужасом увидел, что нижняя половина туловища водителя осталась на сиденье, и из нее вываливаются внутренности... Из пяти членов экипажа тогда уцелели мы вдвоем с наводчиком.

Нужно обязательно вспомнить и о том, что даже в трагических ситуациях, неся большие потери, танкисты не теряли оптимизма, гордились своей профессией и любили в шутку «пофорсить» перед пехотой тем, что они «не пылят» - не ходят пешком...

В заключение хочу поздравить прежде всего бывших танкистов, а также всех фронтовиков и всех читателей с Днем советских танкистов.

Илья БЕЛАКОВСКИЙ, участник Великой Отечественной войны