Корабельная сторона
Номер от 31 августа 2004 г.

Женщина в прочном корпусе
Канадские ВМС были не первыми, где женщинам удалось взять один из последних сугубо мужских бастионов - добиться службы на подводных лодках. Это произошло совсем недавно, в 2002 году, однако столь значимой победе борцов за равные права предшествовали долгие десятилетия дебатов. Впрочем, жестокие споры не утихают и поныне.

ССЫЛКИ на светлый пример шведских и норвежских ВМС, где, в случае последних, женщине удалось даже стать командиром подводной лодки, казались недостаточно убедительными, лодки этих стран осуществляют главным образом прибрежное патрулирование. Да и вообще, не копировать же скандинавов, у которых не только премьеры, но и министры обороны нередко представлены прекрасным полом. То, что допустимо для малых стран, вряд ли возможно для великих морских держав. Именно так продолжают рассуждать англичане с американцами, категорически не допускающие женщин на ракетные субмарины. «Права правами, а рисковать безопасностью нации нельзя!» - примерно так звучит их главный довод. Достаточно и того, что на надводных кораблях, в авиации, не говоря уже о сухопутных войсках, процент военнослужащих-женщин там уверенно перевалил за четверть.

Общаясь с командирами британских королевских ВМС и их коллегами из Скандинавии, я пришел к выводу, что, несмотря на то что женщина на борту сейчас вполне обыденное явление, отношение к нему вряд ли можно оценить однозначно. Чаще всего слышишь: «Проблем больше, чем хотелось!»

Да и заголовки флотских газет морских держав, тяготеющих к утверждению равенства полов, нет-нет да запестрят заголовками типа «Сексуальные домогательства командира фрегата N привели к нервному срыву у матроса Х». Впрочем, едва ли не чаще можно встретить обратное: «Командирское спокойствие под угрозой сексуального шантажа женщин-матросов. Доколе?!» Так что путь к подлинному равноправию полов усыпан отнюдь не розами, особенно если он пролегает через палубу военного корабля.

Как тут не «порадоваться» за матушку-Россию, чей флот настолько сократился, что и мужчин с многолетней специальной подготовкой скоро некуда будет девать.

Но вернемся в Канаду 2001 года, в канун «революционных» преобразований ее королевских ВМС. На смену устаревшим ПЛ типа «Оберон», сама мысль о пребывании на борту которых прекрасных дам была бы вызовом здравому смыслу, начали поступать также в прошлом британские лодки типа «Апхолдер», бытовые условия на которых были явным шагом вперед. Именно эти субмарины стали последним павшим оплотом мужского шовинизма. Причем невзирая на то, что 70% действующих подводников высказали сомнения в правильности данного решения, подразумевающего не только совместную службу, но и проживание в одних и тех же кубриках. Главными аргументами противников решения стали:

- невольное соприкосновение в узких пространствах корабля, способное привести впоследствии к упомянутым выше домогательствам;

- непечатная лексика и специфический юмор, свойственные суровому флотскому быту.

Последнее опасение канадцев невольно вызывает улыбку, когда вспоминаешь о лексике нашего юношества, особенно в смешанных компаниях.

Тогдашний главком ВМС вице-адмирал Грег Мэдисон, давший ход решению канадской комиссии по правам человека интегрировать женщин во все виды во-оруженных сил, принятому еще в 1989 году, выразил легкую озабоченность: «Вполне возможно, что женщинам, особенно на первых порах, будет не просто в обществе моряков-мужчин, привыкших доминировать в этой среде, выражать свои чувства весьма специфически, а в стесненных условиях подлодки одеваться порой весьма условно. Однако лодки, подобные «Виктории», достаточно просторны, имеют меньший экипаж (48 человек против 70 на «Оберонах»), дополнительные душевые и гальюны. Хотя на отдельные каюты никто не вправе рассчитывать. А вообще, все это дело привычки. Когда женщины впервые появились на надводных кораблях, творилось то же самое».

Старпом «Виктории» (головной в серии четырех ПЛ типа «Апхолдер») лейтенант Кен Марр поспешил успокоить сомневающихся по-своему. Просто и доходчиво: «Поскольку единственная вещь на «дизелюхе», которую вы скидываете, бухаясь в койку, - это тапочки, то шокировать коллег, собственно, нечем. А что касается романтических связей, то о какой романтике может идти речь, если твой сосед (соседка) по койке, как и ты, давно не мылся и плохо пахнет...»

Самыми ярыми противниками новшества оказались женщины. Бетт Жирар из Галифакса, главной базы канадских ВМС, с понятной горячностью заявила корреспонденту газеты «National Post»: «Мне не совсем ясно, чего добиваются эти «дамы», но как жена подводника я абсолютно не согласна с происходящим. Жизнь наших семей и без того полна стрессов, зачем же их усиливать? Я сама сторонница борьбы за права женщин, но в данном случае - явный перебор. Специалисты утверждают, что это способствует укреплению семейных уз, но, уверяю вас, это всего лишь слова, и я не одинока в этом мнении...»

Член парламента Арт Хангер назвал службу женщин на подводных лодках диким и смешным явлением, которое неминуемо приведет к компрометации идеи боевого патрулирования. «Это вызовет гораздо больше проблем, чем призвано разрешить. И ради чего? Ради формального исполнения повестки дня социальной инженерии...»

В конце концов и ваш покорный слуга, находившийся в это время в Галифаксе на съемках «К-19», был атакован корреспондентом местной газеты. Ему не терпелось узнать об отношении бывшего командира советской лодки к идее смешанных экипажей. Возможно, кому-то мой ответ не понравится, но он услышал следующее: «Всю жизнь я привык считать женщину существом почти неземным, обитающим где-то на облаках, поэтому если кто-то, похрапывая на соседней койке, пытается это мнение разрушить, я начинаю испытывать жуткий дискомфорт. Выходит, что я категорически против этой затеи...»

Что касается флотских шуток, то, по мнению видного специалиста в области поведенческой психологии майора Линн Брэдли, проведшей некоторое время на борту подлодки «Оканаган» (тип «Оберон»), они должны рассматриваться, наряду с «соленым языком», не иначе как отравляющий окружающую среду фактор, с которым надлежит неустанно бороться. Любопытно было бы узнать, как у них там с результатами борьбы! Скорее всего, женщины успешно овладели сленгом. Они ведь изначально способней мужчин к языкам.

Несколько лет назад я оказался на приеме, данном англичанами на борту прибывшего с визитом в Санкт-Петербург фрегата «Шеффилд». Разговорившись с очаровательной женщиной в форме капитан-лейтенанта, я с интересом узнал, что это корабельный штурман. Коллегам было о чем поговорить, кроме того, я узнал, что Сью - уроженка Ирландии, где мне удалось незадолго до этого побывать на парусной яхте. Время пролетело так быстро, что не успел я и глазом моргнуть, как прием подошел к концу. Командир фрегата, которому я был представлен до этого, вежливо осведомился, не собираюсь ли я переманить его штурмана в российский ВМФ?

- А что, хороший специалист? - поинтересовался я.

- Не то слово. Мы на нее все тут молимся... А муж ее - тоже офицер королевских ВМС, но на другом корабле. Правила едины для всех...

Тут я охотно ему поверил. Несомненно, присутствие умных и симпатичных женщин делает жизнь краше. Месяцы плаваний уже не тянутся так муторно. А то, что мужчины обязаны следить за строем своей речи, им же на пользу. В конечном итоге разве взаимное общение испокон веков не было призвано облагораживать обе стороны?

Похоже, женщины на подводном флоте прижились. Появились «подводницы» в австралийских и голландских ВМС. Сломались в какой-то мере и американцы, приступившие к подготовке женщин для многоцелевых атомоходов. С этой целью даже вносится корректива в серийные проекты кораблей. Американки, в отличие от канадок, вправе рассчитывать на отдельные каюты, чем нередко вызывают косые взгляды представителей сильного пола.

«Что же это за равенство такое? - восклицают уязвленные мужчины. - То, чего мы достигаем годами, достается дамочкам автоматически и сразу. Назвались груздями, полезайте в кузов и не чирикайте!»

Хочется немедленно призвать их: «Оставайтесь джентльменами, господа! Не пожалеете».

Сергей АПРЕЛЕВ, капитан I ранга