Корабельная сторона
Номер от 24 августа 2004 г.

Память «Челюскина»
В холодные воды Арктики опускаются российские водолазы

В этом году исполняется семьдесят лет трагического и вместе с тем героического перехода парохода «Челюскин» Северным морским путем. Пароход был затерт льдами. Один человек погиб. Остальные 104 его пассажира и члена экипажа дрейфовали на льдине. Позднее они были эвакуированы самолетами. А пилоты стали первыми Героями Советского Союза.

ВСЕ эти годы пароход покоился на дне Чукотского моря. И вот в воскресенье, 16 августа, началась экспедиция, которая потревожит покой парохода. К месту кораблекрушения вышло научно-исследовательское судно «Академик Лаврентьев». На нем достаточно комфортно разместились члены экспедиции и экипаж. Экспедиция получила название «Челюскин-70».

Август выбран потому, что в это время здесь меньше всего льдов, более спокойные ветра. Хотя погоду в Арктике вряд ли кто берется предсказывать хотя бы и на следующие сутки. Тем не менее восемь водолазов-исследователей в сложных условиях арктического моря погружаются на глубину пятидесяти метров. Они прошли специальную подготовку на Дальнем Востоке и Урале.

В качестве снаряжения используются аппараты замкнутого цикла, которые принято называть ребризорами. Водолазы облачены в специальные сухие гидрокостюмы с химическим и электрическим подогревом. Под водой при каждом погружении люди находятся около двух часов. Они ведут съемки фильма. Но одним людям, конечно, со всей полнотой задач, поставленных перед экспедицией, не справиться. И тут на помощь пришла специальная глубоководная аппаратура. Вот что рассказал слушателям «Маяка» накануне похода начальник арктической подводной экспедиции Алексей Михайлов:

- Дальневосточное отделение Академии наук предоставило нам этот аппарат, и с нами вместе едут трое ученых, сотрудников отделения, которые будут непосредственно оперировать, управлять этим аппаратом. Вообще-то, этот аппарат в разных модификациях может погружаться на глубину до 6 километров. Он без человека, но он умный, интеллектуальный аппарат, он помнит, как он прошел, где он был, какая глубина, он запоминает большое количество информации: о температуре воды, о направлении течения. Кроме того, он дает наверх телекартинку. И самое интересное, что у него есть гидролокатор бокового обзора - сонар, который пишет все, что он видит на дне, с точностью до размеров спичечного коробка. Поэтому сначала, когда он пройдет над «Челюскиным», с помощью систем навигации мы просто придем на точку и аппарат пройдет над судном. И мы, водолазы, уже будем обладать картинкой: в каком состоянии оно находится, как оно расположено, мы будем уже конкретно, по акустическим маякам, которые будут установлены этим же аппаратом, погружаться уже точно на точку.

Исследователи рассчитывают на уникальные находки. Дело в том, что на эвакуацию с гибнувшего «Челюскина» отводилось всего два часа. Поэтому под воду ушли многие личные вещи, которые представляют несомненный интерес для историков.

Владимир ВОЛОДИН