Корабельная сторона
Номер от 24 августа 2004 г.

Подводная стратегия Северной Кореи
КНДР грозит Америке ядерными баллистическими ракетами морского базирования

СВЕРШИЛОСЬ то, о чем предупреждали эксперты. Северная Корея, по ряду оценок, осуществляет развертывание новых баллистических ракет сухопутного и морского базирования, способных нести ядерную головную часть.

Еженедельник «Jane»s Defense Weekly» опубликовал статью, в которой знакомит читателей с новинкой стратегических разработок Пхеньяна. Ракета морского базирования создана на базе одной из первых советских морских баллистических ракет Р-21. Она может быть запущена из любой точки Мирового океана на дальность, по меньшей мере, 2500 км. По информации еженедельника, Северная Корея разработала свои новые ракеты в девяностые годы прошлого века с помощью российских специалистов. Для ускорения работ, обращает внимание «Jane»s Defense Weekly», корейцы якобы купили на металлолом двенадцать бывших советских подводных лодок. Тем не менее на этих лодках, по мнению издания, оставалось оборудование, необходимое для старта.

Следует заметить, что ракета

Р-21 комплекса Д-4 была первой советской ракетой, способной стартовать из-под воды с борта дизель-электрической лодки проекта 629А или атомной-проекта 658М. Старт ракеты осуществлялся из затопленной шахты запуском маршевого двигателя в так называемый воздушный «колокол», образованный нижним днищем бака горючего и оболочкой хвостового отсека. Безударный выход ракеты из шахты движущейся подводной лодки при действии возмущений, обусловленных волнением моря и качкой корабля, обеспечивался применением бугельной схемы направления движения, конструктивно выполненной в виде жестких направляющих на шахте и бугелей, установленных на корпусе ракеты. Технические решения по пусковой установке пружинно-механического типа были заимствованы в основном с наземных пусковых установок. Они требовали больших объемов шахт, имели массу, соизмеримую с массой ракеты, приводили к необходимости размещения в цистернах подводной лодки большого количества воды и перекачки ее в шахту при предстартовой подготовке.

Для того чтобы реализовать подобный проект, Советскому Союзу в шестидесятые годы потребовались огромные ресурсы и конструкторские наработки. Допустим, что Пхеньян сумел саккумулировать достаточно ресурсов. Но для того чтобы ракеты стали действительной угрозой, необходим флот подводных платформ-носителей. Пока не было сообщений, что корейцы построили достаточное количество стратегических подводных лодок. Стало быть, очередная сенсация имеет немножко дутый характер.

Тем не менее в статье «Jane»s Defense Weekly», правда без ссылок на источники, указывается, что с принятием на вооружение новой БРПЛ коренным образом меняется характер угрозы со стороны Корейской Народно-Демократической Республики: эти ракеты «наконец предоставят в распоряжение руководства страны то, чего оно давно добивается, - способность прямо угрожать континентальной части Соединенных Штатов», сказано в статье. В придачу к тому, что появляется возможность держать под прицелом США, Южную Корею или Японию, страдающая от безденежья Северная Корея может попытаться продать ракетные технологии странам, которые покупали у нее ракеты в прошлом, сказано в статье, а первым кандидатом является Иран.

Российские представители категорически отрицают саму возможность передачи Пхеньяну каких-либо технологий или оборудования для производства стратегического оружия. А ряд наблюдателей, принимая во внимание сообщение «Jane»s Defense Weekly», не без ехидства замечают, что США развертывают систему ПРО не там, где она действительно необходима.

Владимир ВОЛОДИН