Корабельная сторона
Номер от 24 августа 2004 г.

И уплыли штаны мои в море
Почему инспекцию по маломерным судам обвиняют в том, что жизнь в Конецдворье рушится?

Недавно в северодвинский участок Государственной инспекции по маломерным судам заглянул очередной посетитель. Принес номер приморской районной газеты.

ЗДЕСЬ рассказывалось о непростой жизни конецдворских островитян. Разоряют, дескать, деревенских жителей нещадно. А виновата в этом «водная инспекция». Читают инспекторы заметку, аж слеза прошибает. «Подрабатывал мужичок из Конецдворья извозом на своей моторке: то картошку кому перевезет, то дровишки, то соседей с молочком, что на продажу, подкинет - ведь в таких местах, как это, где работы никакой не стало, каждый добывает на хлеб, как умеет. Да подкараулила мужичка недавно водная инспекция, будь она неладна. Потребовала права, которых в помине не было, и штраф вкатала - целых пятьсот рублей».

МУЖИК тот штраф не за-

платил, да еще и снова попался. Повторное наказание возросло до тысячи рублей. Раньше, вспоминает газета, не было печали - достаточно было заплатить налог в три семьдесят, и никто никаких прав не спрашивал. Хотя у большинства они все же имелись. Оказывается, был в те времена добрый, сказочный инспектор ГИМС. В одном кармане у него права судоводителя по госцене, в другом - по специальной. Видимо, легко доступной для крестьянина? И штрафы были маленькие - заплатил и снова нарушай! Ну а теперь «от водной инспекции никакой пользы нет владельцам водного транспорта, только вред».

Сегодня, чтобы зарегистрировать лодку и получить права на ее вождение, автор заметки подсчитала, потребуется около пяти тысяч рублей. Плюс налог в червонец с каждой лошадиной силы. Дорогой бензин, дорогие запчасти... Прошлой весной вообще напасть приключилась: за одну ночь восемь «дюралек» украли с этих островов. И ни одной не нашли, потому что не искали. «Ведь совсем без лодки на острове туго. Но кому какое дело, что в том же Конец-

дворье нет ни врача, ни аптеки и, случись что, только моторная лодка может спасти кому-то жизнь», - резюмирует журналистка.

- Вот и получается из заметки, что наша северодвинская инспекция по маломерным судам стала той злобной силой, из-за которой рушится жизнь в Конецдворье, - обижается в свою очередь старший госинспектор ГИМС Александр Алексеев. - Ведь теми монстрами, «подкараулившими» островных судовладельцев, были северодвинские инспекторы.

Спору нет, в деревне нынче нелегко живется, да еще на острове, соглашается Александр с автором заметки. Только зачем это связывать исключительно с деятельностью ГИМС. Остается думать, что автор, поддавшись эмоциям, безоговорочно поверил душещипательной истории несчастного «паромщика».

Вычислить рассказчика не- сложно. И не потому, что деревня маленькая, все всё друг про друга знают. Всё ещё проще. В этом году на всех судовладельцев Конецдворья северодвинскими и архангельскими инспекторами ГИМС составлено только два протокола. Догадайтесь на кого. А ведь в деревне зарегистрировано четыре десятка маломерных судов. Все, кто на воде, прошли в этом году техосмотр своих лодок и катеров (четверть из них, кстати, северодвинцы), имеют права, и все необходимые документы у них в полном порядке.

Наверно, не стоит рассчитывать на всеобщую любовь судовладельцев к инспектору ГИМС, так же как никогда водитель автомобиля не будет в восторге от встречи с сотрудником ГИБДД. Вот только не стоит спускать на них всех собак, коли сам не в ладах с законом. В последние два года деятельность северодвинского участка ГИМС усилилась. И карман у инспекторов один - по госцене. В целом судовладельцы отнеслись к этому нормально, умные люди понимают - порядок нужен на воде. Значительно выросло число прошедших техосмотр, как следствие, уменьшается количество протоколов о наказании (31 в этом году). В не меньшей степени положительную роль в этом как раз и сыграли высокие штрафы (от пяти до десяти МРОТ). Выбирай - 48 рублей плата за техосмотр или от пятисот до тысячи рублей штраф.

Хоть не входит в прямые обязанности ГИМС розыск украденных лодок, именно благодаря налаженной работе по регистрации судов и проведению ежегодного ТО удается таковые находить и возвращать владельцам. (Все-таки не все сдаются в пункты приема цветных металлов). Так что есть и польза от инспекции, а не «только вред»!

И уж тем более «водная инспекция» совершенно ни при чем, когда речь ведется о налогах с лошадиных сил. Что касается пяти тысяч за удовольствие иметь лодку, то не дотянуть до такой суммы, даже если сложить воедино все мыслимые платы. Для деревенского жителя получение прав судоводителя с обучением, может, и не дешево. Но и сумма не фантастическая для разовых за-

трат. Тем более людям, занимающимся лодочным извозом. Надо полагать, небесплатным.

Владимир ЛАРИОНОВ