Корабельная сторона
Номер от 17 августа 2004 г.

Русские - не идиоты
Бывший советский подводник выиграл суд у Голливуда

Игорь Британов - командир атомной подлодки К-219, восемнадцать лет назад потерпевшей катастрофу, - выиграл суд у создателей фильма «Враждебные воды». Прототип главного героя обвиняет авторов в намеренном искажении фактов.

ПОДЕРЖАННЫЙ «Мерседес» командир подводной лодки К-219 Игорь Британов купил после того, как выиграл суд у самого Голливуда. Авторам американского блокбастера «Враждебные воды» пришлось заплатить русскому подводнику несколько десятков тысяч долларов. Фильм основан на реальных событиях 1986 года. В водах Атлантики неподалеку от США сталкиваются две подводные лодки: советская и американская. На борту советской субмарины возникает пожар. Ядерные реакторы в опасности.

Игорь Британов был командиром той самой субмарины. Американские продюсеры приехали к нему за консультациями, обещали заплатить за это приличный гонорар, но обманули. Уже накануне премьеры фильма они предложили Британову пять тысяч долларов в обмен на право использования его образа.

- Нас, русских, идиотами считают, - говорит Игорь Британов. - И считают, что пять тысяч долларов - это такая сумма, за которую мы мать-Родину продадим. Ну, я отказался.

Образ самого Игоря Британова, командира субмарины, в фильме воплотил звезда Голливуда Рутгер Хауэр. Его игра бывшему подводнику понравилась. Однако в фильме слишком много вымысла. Матросы грубят старшему по званию. Игорь Британов враждует с офицером КГБ, а в жизни они были друзьями. Но больше всего подводника задело то, что его в картине выставляют некомпетентным командиром.

- Самый большой идиотизм в фильме - это борьба с пожаром в ракетном отсеке, - продолжает бывший командир К-219. - Для того чтобы его потушить, командир говорит: «Давайте мы откроем крышки шахт и погрузимся». И там какой-то отсчет 30 секунд ведут, чтобы под водой пробыть. Для чего, не знаю, потому что вода сразу же огонь гасит. Потом подводная лодка у них всплывает. Но если так сделать, это означает просто утопить корабль сразу же и никогда не всплыть.

Защищать Игоря Британова взялся американский адвокат. Судебная тяжба длилась несколько лет. После того как командиру удалось выиграть дело, о компенсации задумались и остальные члены экипажа.

НТВ