Корабельная сторона
Номер от 10 августа 2004 г.

Отголоски шумной истории
Почему Никита Сергеевич Хрущев предложил сократить морской рацион питания

С ИНТЕРЕСОМ прочел статью О. Химаныча «Плоды партийного взыскания» в «Корабельной стороне»

№ 19 от 18 мая 2004 года. В конце Великой Отечественной войны я служил на линкоре «Октябрьская революция» краснофлотцем. Оттуда и демобилизовался. После окончания мореходки, а затем факультета журналистики Ленинградского университета, отплавав несколько лет рулевым, боцманом, штурманом, я спешился и заскрипел перьями в газете «Моряк Балтики» Балтийского морского пароходства.

Старый линкор в ту пору «пустили на иголки», а новому кораблю - крейсеру - было присвоено его имя. Когда крейсер стоял в Кронштадте, мы с моим коллегой, тогда корреспондентом ТАСС, Ю. Степановым однажды посетили новую «Октябрьскую революцию». В одном из кубриков висел портрет Ивана Томбасова и его диплом № 1 - «Лучший специалист корабля». Право на этот диплом отважный командир завоевал в суровое время войны на линкоре «Октябрьская революция».

...В апреле 1943 года возле орудия, где нес вахту командир Томбасов, взорвался снаряд. Моряка отбросило в сторону, и он на время потерял сознание. А когда пришел в себя, увидел, что рядом бушует пожар, и стал выбрасывать за борт снаряды. Последний из них разорвался в руках отважного командира. Тем самым он спас линкор, предотвратив взрыв порохового погреба.

С тех пор за право стать обладателем почетного диплома соревновались наследники героя, навечно зачисленного в списки команды крейсера. Его команда выдерживала все экзамены на мастерство и выносливость, завоевав знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров.

...Пока корабль не ушел на Черное море, его посещали бывшие фронтовики, шефы с Кировского завода.

На этом крейсере в 1960 году и хотел совершить поездку в Нью-Йорк на XV сессию Генеральной ассамблеи ООН Никита Сергеевич Хрущев. Но по причине побега одного из членов команды на траверзе Гибралтара (он утонул в море) Н.С. Хрущев выбрал балтийский лайнер «Балтика» (в прошлом «Вячеслав Молотов»), о чем и рассказывает Олег Химаныч.

Его дополняет бывший механик «Балтики» Юрий Карпов:

- Из Калининграда мы вышли в Аргентину с главами социалистических государств. До этого ходили по портам Северной Европы и на Кубу, куда доставляли воинов Советской Армии и вооружение.

...Высоким гостям были созданы все условия для отдыха и деловых встреч. Однако Никита Сергеевич, ни бельмеса не понимая в морской службе, как-то сделал капитану Майорову замечание: «Ваши моряки беспрерывно едят. Прохожу мимо столовой: ночью едят, утром едят... Нужно сократить питание...»

Капитану пришлось давать разъяснения: «Экипаж питается по расписанию, а вахта сменяется каждые четыре часа. Ночная вахта сменяется в четыре утра, позавтракает и отдыхает до обеда. После обеда снова у них вахта, а сменившиеся идут пить чай и отдыхать до ужина. И так далее...»

А в Нью-Йорке сбежал наш моторист латыш Яниметс. Не от- того ли в здании ООН Никита Сергеевич бил ботинком по трибуне, угрожая похоронить капитализм...

Работая в «Моряке Балтики», я совершил несколько рейсов на том же теплоходе. И всякий раз слышал от моряков эту трагикомичную историю.

Владимир ЩЕТИНИН