Корабельная сторона
Номер от 10 августа 2004 г.

Спасет ли флот премьер Фрадков?
От властей ждут решения вопросов обороноспособности государства

НЕДАВНО в Архангельске состоялось заседание Морской коллегии, на которой, как пишет «Корабельная сторона» (№28), определены приоритетные направления ее работы. Это перспективы арктического судоходства, отстаивание статуса Севморпути, проблемы загрузки судостроя, освоение шельфовых месторождений. Нет слов - важные направления. Но вот в каком из них спрятан вопрос о возрождении Военно-Морского Флота России, я так и не смог понять. Выручила М. Кактурская, выступившая в АиФ (№29) с публикацией «Фрадков спасает флот». Там среди прочего рассказывается о том, что во время визита коллегии работники Севмаша пожаловались на нехватку финансирования для подлодки «Белгород». Мол, требуется 100 млн долларов. На что министр обороны Сергей Иванов сказал: «Выше головы не прыгнешь».

Вот тут-то я понял, что пока за дело возрождения флота, за возведение его мощи на новую ступень не возьмется лично президент, вопрос будет висеть, а флот гибнуть. Хочу напомнить, уважаемый читатель, один исторический прецедент.

В 1696 году, после славной победы под Азовом, царь Петр I пришел к мысли о создании регулярного военного флота. Однако, сознавая, что для строительства такового потребуются значительные средства, а казна пуста, Петр решил обратиться за поддержкой к боярской Думе, ему необходимо было ввести новые повинности, причем именно боярским указом.

20 октября того же года состоялось заседание Думы, на котором было принято общее, но принципиальное решение: «Морским судам быть, а скольким, о том спратца (узнать) о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить, не замотчав (не скрывая)». (Здесь и далее цитирую по книге В. Д. Доценко «Адмиралы Российского флота. Россия поднимает паруса», 1995 г.)

4 ноября прошло вторичное заседание Думы. После продолжительных и бурных дискуссий решили: «...из-за отсутствия денежных средств в государственной казне строить корабли на средства от частных лиц. Постановили: всем владельцам крестьян, имевшим 100 и более дворов, соединяться в «кумпанства» для строительства кораблей. Светские должны построить один корабль с 10 тысяч дворов, а духовные и монастыри - с 8 тыс. дворов. Владельцы же менее 100 дворов должны были вносить расходы на кораблестроение в размере по полтине с одного двора. На купечество возлагалась постройка 12 кораблей.

Каждое «кумпанство» имело свое собрание, где решались вопросы, связанные с постройкой кораблей, которые строились как подрядным, так и хозяйственным способами. Однако большая часть «кумпанств» предпочла строить корабли подрядным способом. Например, учитель Петра Франц Тиммерман строил корабли «кумпанств» Одоевского, Черкасского, Прозоровского, Салтыкова, Троекурова, Казанского митрополита, Вологодского архиепископа, Вознесенского монастыря.

Внимательный читатель, конечно, заметил, что решения Петра и боярской Думы носили не технический, а ПОЛИТИЧЕСКИЙ характер, ибо изъятие денег у имущих на решение государственных нужд нельзя назвать техническим решением. На мой взгляд, стоит оглянуться на исторический опыт и включить в дело обороны внутренний ресурс. При этом намертво закрыть гражданам, «имеющим 100 и более дворов», возможность закупок вилл, шале и дворцов, футбольных клубов и, пардон, яиц г-на Фаберже. Вот только как быть с «духовными и монастырями»? Вряд ли раскошелятся... Участвовать в кораблестроении кадилом - оно способнее. Но и на этот случай есть исторический прецедент. И даже не один.

Поймут ли наконец наши руководители, что обороноспособность государства должна быть приоритетной в их деятельности? Или будем ждать, когда кто-нибудь даст нам полновесную пощечину? Тогда - грудью вперед!

А может и нет, заболтаем дело в дипломатических витийствах, теряя при этом земли, акватории, соотечественников...

Вадим БЕРЕЗОВСКИЙ, контр-адмирал, Герой Советского Союза