Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 20 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 3 августа 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 3 августа 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Проекты «без руля и без ветрил»

Версия для печатиОтправить статью другу
Строительство флота зависело от дилетантских решений чиновников

Осенью 1984 года радиоголос «из-за бугра» сообщил, что в западной прессе опубликованы сделанные американским спутником фотографии верфи в Николаеве. На них отчетливо виден строящийся на стапеле советский авианосец с атомной силовой установкой, предположительно названный «Кремлем».

ПОСКОЛЬКУ ничего подобного в отечественной прессе я не встречал, сообщение вызвало интерес и положило начало архиву сведений, касающихся советских (и не только) «плавающих аэродромов». С годами объем информации достиг таких размеров, что из нежелания уподобляться царю-кащею, чахнущему над информационным златом, возникла потребность поделиться накопленными сведениями с читателями «КС».

Новый класс кораблей

Первым опытом использования воздухоплавательных устройств в российском флоте можно считать привязной аэростат на пароходе «Русь», осенью 1904 года в составе второй Тихоокеанской эскадры отправленном с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру. Аэростат, разумеется, использовался лишь как высоко поднятый наблюдательный пункт.

Осенью 1909 года русский морской офицер и летчик Л. Мациевич направил начальнику морского Генштаба и главному инспектору кораблестроения А. Крылову докладную записку, где, подкрепленная расчетами, обосновывалась возможность постройки авианосца с 25 самолетами на борту. После гибели Мациевича 7 октября 1910 года в авиакатастрофе его однокашник по Морской академии подполковник М. Канокотин представил начальнику морского Генштаба соображения «Об организации опытов по применению самолетов на флоте» с приложением разработанного им проекта авианосца. В целях экономии Канокотин предложил перестроить устаревший броненосец «Адмирал Лазарев». Но, несмотря на положительный отзыв Крылова, проект, в конце концов, оказался в архиве.

Американский летчик Юджин Эли практически доказал осуществимость проектов русских офицеров. 14 ноября 1910 года Эли на своем самолете взлетел с настила в носовой части крейсера «Бирмингем», а спустя два месяца посадил свою крылатую машину на кормовую палубу крейсера «Пенсильвания».

Во время Первой мировой войны на флотах воюющих стран появились корабли-носители гидросамолетов. Перед полетом их лебедками спускали на воду, а по возвращении таким же способом поднимали на борт. Их еще называли авиаматками. Подобные корабли появились в России в 1915 году и на Балтике, и на Черном море. Особо активно воевали черноморские авиаторы, использовавшие самолеты как для разведки и поиска вражеских подлодок, так и для бомбежек турецкого флота и его береговых баз.

В двадцатые годы число авианесущих кораблей в иностранных флотах неуклонно росло. Военная наука пришла к выводу, что бессмысленно строить океанский флот, если он не будет прикрыт с воздуха. Кроме того, наличие палубной авиации различного назначения значительно расширяло возможности флота, и отечественные специалисты это прекрасно понимали. Но охваченной разрухой России было не до морской стратегии. Лишь начавшаяся в тридцатые годы индустриализация позволила стране заняться укреплением ВМФ. В феврале 1938 года был готов проект авианосца водоизмещением 10-13 тысяч тонн с 45 самолетами, скоростью 30-34 узла. В июне 1938 года в ЦНИИ-45 было разработано тактико-техническое задание на проектирование авианосца 71 водоизмещением 13 тысяч тонн с 30 самолетами, а уже в октябре 1938 года Главный морской штаб с небольшими замечаниями утвердил проект. Корабль оснащался паровыми катапультами, аэрофинишерами и другим самым современным оборудованием и вооружением. Особой надежностью отличалась противопожарная система. Однако, несмотря на положительные отзывы, закладка корабля так и не состоялась.

В 1939 году разработан проект конвойного авианосца водоизмещением 10,5 тысячи тонн. Проект имел много оригинальных конструкторских решений, но война помешала довести его до стапеля. В 1944 году из недр ЦНИИ-45 вышел проект 72. Авианосец водоизмещением 28,9 тысячи тонн, снабженный катапультами, имел ход 30 узлов и 30 самолетов на борту. Артиллерийское вооружение было только защитным. Комиссия контр-адмирала Чернышева, рассмотрев в январе 1945 года этот проект, признала его не соответствующим сложившимся условиям войны на море.

Пришедший к власти Хрущев отстранил от дел сторонника палубной авиации адмирала Николая Кузнецова и сделал ставку на АПЛ, считая, что крупные надводные корабли превратятся в мишени. Однако очень скоро выяснилось, что наш флот не имеет средств для обнаружения и атаки подводных ракетоносцев США до подхода их в зону пуска ракет. В это время Франция и Италия уже строили противолодочные корабли-вертолетоносцы, стоившие дешевле классических авианосцев. По этому пути пошли и отечественные политики.

Из нескольких проектов в марте 1961 года был выбран один, с водоизмещением 10,75 тысячи тонн с вертолетами Ка-25 на борту. Проект получил шифр 1123 и наименование противолодочного крейсера, поскольку в носовой части корабля разместили оборонительное вооружение. Головной корабль был заложен в декабре 1962 года в Николаеве и получил имя «Москва». Ввести заказ в строй планировалось во второй половине 1964 года, но из-за возникших сложностей корпус спустили на воду только в январе 1965-го. И лишь в декабре 1967 года «Москва» вошла в состав ВМФ. В 1969 году ВМФ пополнил однотипный с «Москвой» «Ленинград», причем по результатам эксплуатации первенца были внесены существенные изменения.

Принятый на вооружение морской авиацией в конце шестидесятых самолет вертикального взлета и посадки Як-38 потребовал для своего базирования корабли новой конструкции. Поэтому третий вертолетоносец проекта 1123 разобрали и на освободившемся стапеле в июне 1970 года заложили головной «Киев» проекта 1143 водоизмещением 40 тысяч тонн. В его носовой части по-прежнему разместили вооружение, несколько усиленное по сравнению с 1123. Так, появились противокорабельные ракеты, отсутствующие на «Москве». Полетная палуба спроектирована скошенной к левому борту, надстройка выполнена в виде традиционного для авианосцев «острова» по правую сторону.

В ноябре 1972 года «Киев» спустили на воду и сразу заложили однотипный «Минск». При строительстве последнего изменили проект: увеличили авиапарк, убрали торпедные аппараты, заменили гидроакустическую и радиотехническую аппаратуру. С «Минска» корабли проекта 1143 переклассифицировали в авианесущие крейсеры, что позволило упростить отношения с Турцией, поскольку по конвенции Монтре 1936 года черноморские проливы закрыты для прохода авианосцев. За «Минском» последовал «Новороссийск», а последним, четвертым крейсером проекта 1143, принятым в состав ВМФ 6 января 1987 года, стал «Баку» (ныне «Адмирал Горшков»). При строительстве каждого из них в проект вносились изменения, в результате четыре крейсера одного типа оказались разными.

Последний, «Баку», имел такие характеристики: водоизмещение - 44,5 тысячи тонн, скорость - 32 узла, 36 летательных аппаратов (Як-38, Ка-25 или Ка-27), 12 пусковых установок для противокорабельных ракет, два 100-мм орудия, 8 шестиствольных 30-мм автоматов, котлотурбинная силовая установка мощностью 200 тысяч лошадиных сил. Дальность плавания составляла 13,5 тысячи миль, длина - 274 метра, осадка - 10 метров, размеры полетной палубы - 189 на 20,7 метра.

При появлении крейсеров последнего поколения стало очевидно, что самолеты вертикального взлета и посадки типа Як-38 по боевым качествам никогда не сравнятся с такими машинами, как наши МиГи и Су или же американский F-14. Следовательно, нашему флоту для паритета с американским нужны полноценные авианосцы, а не авианесущие крейсера.

В результате летом 1982 года утвердили проект корабля, названного тяжелым авианесущим крейсером «Рига», а в сентябре этого же года корабль был заложен на николаевском стапеле. Трехсотметровая полетная палуба простиралась от носа до кормы. На нее могли садиться и взлетать такие самолеты, как МиГ-29, Су-27, Су-25, оснащенные аэрофинишерами. В отличие от авианосцев США корабль был лишен паровых катапульт, экономящих время и топливо взлетающих самолетов. Вместо них носовая оконечность была выполнена в виде рампы-трамплина. С водоизмещением 55 тысяч тонн, с котлотурбинной силовой установкой, несущий на борту 50 летательных аппаратов, авианосец стал крупнейшим кораблем в истории советских и российских ВМС. Заложенный как «Рига», еще на стапеле переименованный в «Леонида Брежнева», на испытания во времена перестройки корабль вышел уже как «Тбилиси», а после объявления Грузией суверенитета получил новое имя - «Адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов».

Привычка менять курс

Cкладывается впечатление отсутствия продуманной программы строительства «плавучих аэродромов» в СССР. Проекты без «руля и ветрил» дрейфовали по высоким чиновничьим кабинетам. Спонтанно дилетантами принимались одни решения, спустя некоторое время эти решения отменялись и принимались новые. Затем часто следовал возврат к первоначальным планам. Вот мнение кандидата военных наук В. Кузина: «Действовавшая и, к сожалению, сохранившаяся система строительства флота позволяла вмешиваться и определять его судьбу многочисленным влиятельным инстанциям, чаще всего имеющим весьма приблизительное представление о предмете, но совершенно не подозревавших об уровне своей некомпетентности».

Несколько фактов для примера. В начале семидесятых годов группа проектировщиков, возглавляемая А. Мориным, начала разработку атомного авианосца водоизмещением 70 тысяч тонн, названного «Орлом». Корабль оснащался катапультами, на нем базировалось 70 самолетов. Проект был поддержан Минсудпромом и Минавиапромом, одобрен главкомом ВМФ и Министерством обороны. Но вдруг в ЦК КПСС принимают другое решение - катапультами оснастить третий крейсер проекта 1143-«Новороссийск» и дополнить его авиапарк истребителями МиГ-23А. Когда выяснилось, что корабли проекта 1143 не годятся для подобной модернизации, последовала новая команда: «Новороссийск» достраивать по плану, «Орла» отложить, подумать о новом корабле с катапультами и 36 летательными аппаратами.

В апреле 1976 года решением ЦК КПСС утвердили постройку в 1978-80 годах «двух больших крейсеров с авиационным вооружением» водоизмещением по 60 тысяч тонн, с атомной энергетической установкой, двумя катапультами и 50 самолетами. Едва началось проектирование, как вновь последовала резкая смена курса - катапульты использовать на пятом крейсере типа «Киев», а атомную установку заменить на котлотурбинную.

Отход от конфронтации с США позволил невежественным критикам военных программ еще до распада СССР потребовать «списать в утиль» авианесущие корабли. За 10 лет разрухи в списках Российского флота остался лишь «Адмирал Кузнецов». «Адмирал Горшков» продан Индии и перестраивается под полноценный авианосец. Остальные корабли как строились за дымовой завесой секретности, так и исчезли, «тихой сапой» списанные и за гроши проданные иностранцам на металлолом. Высокопоставленным «купцам» не приходила в голову мысль, что расточительно и преступно продавать сегодня по цене металлолома корабли, которые завтра могут потребоваться в качестве платформ для новых систем оружия. В США устаревшие корабли, как там принято говорить, «складывают в мешок с нафталином», зная, что строить корпус дольше и дороже, чем резать.

Лев САМЫЛОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Английская мина обезврежена  |
Политика   У всех на устах  |
Мир   Молниеносный удар «Стрелы»  |  Модернизация британской армии  |  «Варшавянка» для Китая: шаг вперед  |
Северодвинск   Домой, в Голландию  |  Медаль Кузнецова к празднику  |  Попутного ветра, земляки!  |
Россия   Информация с верфей  |  Вести из портов  |  Проекты «без руля и без ветрил»  |  Клоны «калашникова» разбрелись по миру  |  Военное обозрение  |  По пути мореплавателей  |  По морям, по волнам  |  Теплоходы в рейс не выйдут?  |  Брошенные у «окна в Европу»  |  Рыбацкий меридиан  |  Вести Мурмана  |  Российские порты под ударом  |  В родной порт - балластом  |  Почетный знак мэру Балтийска  |  Не дрейфь, салага!  |  Бегущая строка  |  ВМФ пересаживают на фрегаты  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2004
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com