Корабельная сторона
Номер от 3 августа 2004 г.

Брошенные у «окна в Европу»
Пропадает именитое село, где зарождался российский флот

До старинных сел Вавчуга и Лубянки, расположенных в 80 километрах от Архангельска, добраться непросто. Теплоход ходит два раза в неделю, да и то со срывами, а идти пешком с десяток километров от поезда по лесной дороге далековато, особенно старикам, которые в основном и населяют эти деревни.

ЕСЛИ ДОЛГО стоит сухая погода, то изредка по разбитой тракторами колее добирается автолавка из Луковецкого, - это уже праздник. А для обитателей Лубянок, живущих в пятистах метрах от Вавчуги, с весны прошлого года кончилось и это редкое «счастье». Сокрушительный паводок, прокатившийся по Холмогорскому району, сорвал верхний настил с плотины, который соединял две деревни, перебираться стало невозможно. Срезанные тяжелыми льдинами столбы электропередач мужики восстановили, а на плотину стариковских сил не хватило. Стали хлопотать о подмоге, но районная власть и ухом не повела.

- Хотели еще прошлым летом президенту Путину жаловаться, - рассказывает уроженка Лубянок Анна Ефимова, - да вспомнили, что есть губернатор (теперь уже, правда, бывший), сам выходец из деревни. Собрались сходом, написали Анатолию Антоновичу письмо. Все беды выложили. Заодно напомнили, что село именитое...

Приглашение на чай

Через пару недель после отправки письма губернатору приехала большая комиссия. Специалисты осмотрели разрушенную плотину, озеро. Через некоторое время пришел в деревню официальный ответ. «На озере Вавчужское, - говорится в акте обследования, - по указу Петра I братьями Бажениными в 1700-1732 годах была построена плотина с пропускным шлюзом. Она до настоящего времени играла роль переходного моста. Весенним ледоходом верхняя часть плотины разрушена, что привело к переливу воды из озера. Понижение уровня может отрицательно сказаться на воспроизводстве ценных пород рыб и на понижении водных горизонтов в колодцах». И вывод: плотину необходимо восстановить, так как она имеет экологическое, историческое и социальное значение. Дальше следуют предложения: установить собственника и передать ему плотину на баланс, обратиться в экологический фонд области за финансовой поддержкой, так как местный бюджет не имеет необходимых средств.

- Ведь ничегошеньки за год не сделано, - растерянно всплескивает руками старейшая жительница Лубянок Ульяна Степановна Осинина,- хотя чуть ли не каждый день звоню в Ломоносовский сельсовет. Одни только обещания. Приглашала главу администрации Ющенко: приезжайте, чаем попотчую, как Петра I, на Сахарной головке... Не приехал.

Расторопные купцы

Именно с легкой руки провидца-императора и началась триста с лишним лет назад история российского торгового флота. Вавчужские купцы Баженины, скопившие солидный капитал на продаже хлеба, вина и сала, задумали заняться строительством кораблей. Возвели водяную пильную мельницу. Потом построили небольшой двухрамный заводик, как бы сейчас сказали - по немецкой технологии. Весть о лесопильном производстве в Вавчуге докатилась до столицы, и Петр I, будучи в Архангельске, заглянул к Бажениным посмотреть на «заморскую диковинку». Государю расторопность и смекалка купцов пришлись по душе. Он похвалил их и дал добро на пиление корабельного леса. Спустя время хваткие Баженины написали царю челобитную, дабы разрешил строить в «нашей вотчинишке у пильной мельницы корабли против заморского образца для отправки на них в иные страны тертых досок».

Не каждому купцу даровал царь такое право. Но, уверовав в таланты холмогорцев, разрешил «корабли и яхты строить иноземцами и русскими мастерами повольным наймом». Те мешкать не стали. За два года построили верфь, рядом парусный завод, несколько кузниц. На озере, что прямо под деревней, насыпали длинные ровные гряды, на которых работные люди вили веревки и канаты. Весной 1702 года Баженины спустили на воду два фрегата «европейского образца» - «Святой дух» и «Курьер». Это были первые торговые коммерческие суда России. На торжественную церемонию пожаловал сам Петр Алексеевич. Обрадованный успехом купцов, сообщает историк Николай Коньков, царь провел в Вавчуге несколько дней. Уезжая, подарил Осипу Баженину медальон из кизила со своим барельефным изображением.

Приметы старины глубокой

Дом купцов Бажениных все еще возвышается над Северной Двиной. Правда, выглядит ужасно: окна выбиты, потолки и полы прогнили. Государство, объявив его памятником культуры, практически ничего не сделало для сохранения уникального строения. Сахарная головка - «царский островок» посреди Вавчужского озера. По сохранившемуся преданию, на нем после спуска на воду первых российских фрегатов царь «гонял чаи» с купцами. Здесь же посадил кедр, который и по сей день тянет мощные разлапистые ветви к солнцу.

На доме Михаила Спиридонова под самым коньком крыши красуется серебристая маска с античным лицом. Нашел ее хозяин на грядке. Откопав неказистую, проржавевшую «железяку», хотел было выкинуть. Но, очистив от земли, бывший моряк понял, что вещь ему попалась занятная.

- Сосед постарше меня, - делится впечатлениями Михаил Егорович (самому ему 84 года), - сказывал, что таких масок на доме, когда он еще был большим двухэтажным, висело несколько, литье это попало будто бы из Голландии.

Вполне возможно. Заморские купцы, свидетельствуют историки, нередко заезжали сюда в прежнюю пору.

Что имеем, не храним...

Покидая село, повстречался с группой людей. Оказалось, экспедиция МГУ на обстановочном катере спускается по Северной Двине из Котласа. Говорят, давно мечтали увидеть старинную Вавчугу. И что увидели? Разруху и запустение, выцветшую табличку с полустертым текстом на доме Бажениных, падающий водопад с почти разрушенной плотины. «Неужели, - огорченно заметил один из исследователей, - архангельские власти не осознают всю уникальность и историческую прелесть этой холмогорской глубинки? Да одни сохранившиеся рассказы о ней вызывают чувства восторга, уважения и потрясения».

Не только ученые люди с болью взирают на некогда знаменитое село. «Корабельная сторона» уже писала о шлюпочном походе корабелов северодвинской «Звездочки», которые призывали спасти Вавчугу. Мы разделяем их чувства: поморская деревня должна стать символом края, его гордостью и привлекательной изюминкой для туристов.

Алексей ГУНДОРОВ