Корабельная сторона
Номер от 20 июля 2004 г.

Колыбель флота
За торжествами в честь 300-летия Санкт-Петербурга как-то забылся важный исторический факт: балтийское «окно в Европу» начали «прорубать», по сути, в Вавчуге на правом берегу Двинского понизовья.

ИМЕННО здесь на верфи поморов Бажениных втайне от шведов для флота российского были построены знаменитые первые фрегаты «Курьер» и «Святой Дух» - корабли, которые стали «ключом» к шведской крепости Нотебург, запиравшей русским дорогу в Неву, а значит, на Балтику...

В юбилейный для родного предприятия год корабелы «Звездочки» решили восстановить историческую справедливость и посетить Вавчугу в очередном своем походе на морской шлюпке ЯЛ-6 «Звездочка» по двинскому участку старинного пути торговых караванов из Каргополя к Белому морю, на место современного Северодвинска. Шесть гребцов (командир Валентин Терехин, старшина шлюпки Вениамин Ундозеров) прошли на веслах и под парусом по двинскому понизовью от впадения в Двину реки Емцы к причалам родной «Звездочки» - туда, где и стояла гавань святого Николая. Почему именно морская шлюпка? По большому счету, именно с таких суденышек при Петре I и начинался великий морской флот России. К тому же шлюпочные походы - давняя традиция наших моряков, основа морского многоборья и вообще спорт для настоящих мужчин...

Корабелы «Звездочки» установили памятные знаки на месте бывшей новгородской крепости Орлец и в Вавчуге на доме Бажениных. К сожалению, в старинном поморском селе от знаменитой верфи сохранились лишь дом Бажениных, наковальня, плотина бывшей пильной мельницы и следы стапелей, на которых было построено более ста судов и кораблей.

Мы, участники похода, верим, что призыв спасти Вавчугу, сохранить ее для будущих поколений найдет отклик и у руководства области, и у всех поморов.

Владимир БАРМИН, Николай КОШКИН, Юрий МАКСИМОВ, Леонид САВЧЕНКО, Валентин ТЕРЕХИН, Вениамин УНДОЗЕРОВ, Владимир ШТЕФАН, Виктор ЯРУШНИКОВ