Корабельная сторона
Номер от 14 июля 2004 г.

Будущее разведки - за UAV
С 12 по 21 июня в «Чери Поинт» прошли испытания беспилотных летательных аппаратов

В настоящее время приоритетным направлением американских военных является разведка. Использование во время боевой операции дистанционных аппаратов значительно облегчает эту задачу.

BСЕРЕДИНЕ июня на базу морской пехоты «Чери Поинт» прибыла команда специалистов JOTBS для проведения серии тестов под общим названием «Forward Look» («Взгляд вперед»). Объектами испытаний были три дистанционно управляемых летательных аппарата (UAV), которым предстояло показать свое поведение в воздухе, а также возможность взаимодействия между собой в условиях, приближенных к боевым. Три дистанционно управляемых самолета носят следующие имена: «Тень», «Хищник», «Сканирующий орел» и предназначены для сухопутных, морских и воздушных сил соответственно.

«Хищник» представляет собой самый технологически продвинутый беспилотный самолет, работающий на высоте до шести километров. Время пребывания в воздухе может превышать 24 часа. Благодаря таким показателям бортовая камера охватывает обширную площадь земной поверхности, что довольно таки сильно упрощает поиск объектов.

«Тень» - тактический дистанционно-управляемый летательный аппарат, функционирующий на высоте до трех километров в течение шести часов. Самый маленький же, «Сканирующий орел», может унести в руках всего один человек. Максимальная высота, на которую может подняться этот UAV, не превышает 600 метров.

Программа разработки дистанционно управляемых аппаратов началась в конце девяностых. Самый большой заказ на них был получен в феврале 2000 года компанией «Ryan Aeronautical», принадлежащей корпорации «Northrop Grumman», на проектирование и строительство беспилотных вертолетов «Fire Scout». По оценкам специалистов, «Скауты» имеют довольно большой потенциал в ВМС Соединенных Штатов и Великобритании.

Их дизайн основан на проекте обычного коммерческого вертолета облегченного типа «Schweitzer 330». Длина одного «Скаута» составляет 6,8 метра, а высота - 2,5 м, время пребывания в воздухе - до шести часов, радиус действия - 110 морских миль. Двигатель Allison C250, предоставленный компанией «Rolls-Royce», имеет мощность 480 лошадиных сил, благодаря чему максимальная скорость превышает 125 узлов.

«Fire Scout» могут взлетать и садиться на любой военный корабль флота США, имеющий более или менее ровную площадку на палубе. Перед ними стоят такие задачи, как поиск, идентификация и преследование цели, наблюдение и определение точных координат объекта. В настоящее время на двадцати одном судне американских ВМС стационарно установлены системы управления для этих беспилотных вертолетов. Помимо прочего планируется, что на всех новых кораблях береговой охраны США, которые должны поступить на службу к 2007 году, будет находиться по одному UAV.

На сегодняшний день проводятся испытания уже третьего поколения «Fire Scout», который получил новый четырехлопастный пропеллер, увеличивший радиус полета вертолета, а также вес полезного груза. Благодаря этому «Northrop Grumman» провела программу оснащения вооружением своих аппаратов и сейчас появилась опция размещения на одном вертолете по две пусковые установки для восьми ракет диаметром семь сантиметров. Для их точного попадания в цель используется лазерное наведение.

Андрей БОЯРЧУК