Корабельная сторона
Номер от 6 июля 2004 г.

Второй дубль «Джимми Картера»
В скором времени последняя лодка проекта «Seawolf» войдет в состав ВМС США. Пятого июня на судоверфи «General Dynamics Electric Boat» в Гротоне прошла церемония крещения и спуска на воду последней многоцелевой атомной подводной лодки типа «Seawolf», названной «Jimmy Carter» (SSN 23).

HОВЫЙ «морской волк» получил свое имя в честь тридцать девятого президента Соединенных Штатов Джимми Картера, который был единственным из всех главнокомандующих Америки, кто непосредственно имел дело с субмаринами. Перед тем как посвятить свою жизнь политике, он служил в ВМС страны. После окончания военно-морской академии в 1946-м Картер поступил на подводный флот и к 1977 году уже был командиром лодки. Искусство управления государством, филантропия и чувство гуманизма сделали его одним из самых влиятельных американцев конца двадцатого века.

Пятого июня за процессом крещения пришло понаблюдать более четырех с половиной тысяч человек. Со словами «Благословит Бог всех, кто будет плавать на ней» бывшая первая леди Розалин Картер разбила бутылку шампанского о нос подлодки. «То, что такой прекрасный и грозный корабль назвали моим именем, было большой честью, и я благодарен за это», - заявил экс-президент.

Отличительной чертой SSN 23 от своих предшественников «Seawolf» (SSN 21) и «Connecticut» (SSN 22) стала так называемая многоцелевая платформа MMP (Multi-Mission Platform), благодаря которой корабль стал длиннее на 30 метров. Только одна эта секция весом 2500 тонн, напичканная электроникой и оборудованием, настолько технически сложна, как и целая подлодка класса «Лос-Анджелес». MMP значительно расширила возможности субмарины. Открытая архитектура платформы позволяет установку новейшего вооружения без вмешательства в конструкцию лодки. Благодаря ей стало возможно применение дистанционно управляемых глубоководных аппаратов, которые могут доставлять и активизировать различные типы вооружения, средства защиты и наблюдения. Платформа также может использоваться для проведения спецопераций: ее перенастраиваемый грузовой отсек позволяет перевозку необходимого оборудования, персонала и техники. Помимо всего прочего на ММР может разместиться центр управления и планирования операций. Максимальное количество людей в этой части субмарины может достигать пятидесяти человек.

Необходимо напомнить читателю историю появления многоцелевых атомных подводных лодок типа «Seawolf». Их проектирование началось в середине восьмидесятых с целью заменить устаревающие подлодки типа «Лос-Анджелес». Основной задачей новых субмарин было уничтожение советских АПЛ с баллистическими ракетами на борту, прежде чем они смогли бы атаковать американские цели. После завершения «холодной войны» необходимость в «морских волках» отпала сама собой. Из запланированных сорока пяти лодок на свет суждено было появиться только трем. Не последнюю роль в этом сыграла и их заоблачно высокая цена - 4,2 миллиарда долларов.

По первоначальному проекту «Seawolf» имеет длину 108 метров, водоизмещение составляет 7700 тонн на поверхности и 8060 - под водой. Максимальная глубина погружения достигает внушительных 610 метров, что позволяет использовать лодки в полярных условиях, причем при движении подо льдом носовые стабилизаторы могут втягиваться в корпус. В основе пропульсивной системы корабля лежит водо-водяной реактор GE PWR S6W и две турбины мощностью 52000 лошадиных сил (38800 кВт), благодаря которым АПЛ может разогнаться до тридцати пяти узлов.

Все эти параметры относятся к двум первым лодкам такого типа. Насколько они изменились на «Jimmy Carter», сказать довольно-таки трудно: вся информация по этой субмарине носит гриф «совершенно секретно». Известно, что SSN 23 была передана американским военным еще в декабре 2001 года, но оснащение а-ля стандартный «Seawolf» явно не отвечало требованиям современной геополитической обстановки, и поэтому было решено отправить ее на доработку. Согласно переоснащению должны были улучшиться маневренность корабля и баласт-контроль, а также появиться модуль «осиная талия». Этот модуль был назван в честь своего внешнего вида, но конструктивно не оправданный, он просто превратился в платформу MMP.

На «Джимми Картере», скорей всего, также останутся восемь торпедных аппаратов с возможностью запуска ракет. Применяемые на «Seawolf» торпеды «Gould Mk-48» от компании ADCAP могут атаковать как надводные корабли, так и быстроходные подводные лодки. Масса боеголовки составляет 267 килограммов. Такие торпеды можно использовать как с пассивным, так и с активным наведением. Противокорабельные ракеты «Harpoon» с боеголовкой массой 225 кг, благодаря активному радару, могут поражать цели на расстоянии 130 километров.

Но все же основное вооружение корабля составляют ракеты класса «Томагавк» от компании «Ratheon», выполненные в двух модификациях: для наземных и морских целей. Первые имеют в своем арсенале навигационную систему от «Tercom», которая ведет ракету, летящую на дозвуковой скорости, к цели на высоте 20-100 метров. Объект атаки может находиться в 2500 км от места запуска. На «Томагавках» также есть опция установки ядерных боеголовок. В ноябре 2002 года прошли испытания подводного запуска новых ракет типа «Тактический Томагавк». Информация по ним также не распространяется, известно лишь, что именно они составят основную часть боекомплекта SSN 23.

На сегодняшний день АПЛ «Jimmy Carter» является самой совершенной и технологически сложной подлодкой американских ВМС. Скоро она должна уйти на ходовые испытания, а пополнить ряды Тихоокеанского флота США SSN 23 должна в 2005 году.

Андрей БОЯРЧУК