Корабельная сторона
Номер от 6 июля 2004 г.

Соловки стали ближе... другим
Свой первый рейс на Соловки совершила «Комета» - быстроходное пассажирское судно на подводных крыльях. Организаторами этого вояжа выступили организации Карелии, и в частности - «Онежская стивидорная компания».

Самый близкий путь от материка на Соловки - из городов Кемь и Беломорск. Последние годы туристы и паломники обычно добирались до монастырских вотчин через Кемь. Отсюда связь с островами, а это расстояние в 45 километров, осуществляла «москитная флотилия» из катеров, мотоботов и даже моторных карбасов, принадлежащих главным образом частным владельцам. Зачастую суда даже не имели свидетельств и разрешения Регистра на пассажирские перевозки морем. Из Беломорска обычный теплоход преодолевал 88 километров за четыре часа. «Комета» доставила пассажиров на Соловки за 1 час 40 минут при стоимости билета 376 рублей.

Обращает внимание тот факт, что «Комета» отчалила из провинциального карельского города Беломорска, чей порт вот уже много лет кряду переживает кризис. Выходит, местные предприниматели пытаются искать пути выхода из тупика и, похоже, нашли. Начальник службы пассажирских перевозок «Онежской стивидорной компании» Александр Левашов заявил, что пробным рейсом они остались довольны, теперь необходимо оформить соответствующие документы для организации регулярных скоростных рейсов «Кометы» на Соловки. Пока планируется, что на этой линии будет работать одно скоростное судно, но в резерве готовится и второе.

А что же поморы? О белоснежных «Татарии» и «Буковине», которые еженедельно доставляли из Архангельска на Соловки сотни туристов со всех уголков страны, все уже забыли. Между тем оба судна, когда-то проданные якобы из-за низкой рентабельности, и по сей день возят пассажиров, но только на... Черном и Средиземном морях. Провалилась идея наладить связь с архипелагом с помощью катамарана «Соловки» и судна на воздушной подушке «Сиверко». Последний пассажирский теплоход «Юшар» несколько лет назад был списан по ветхости, и добраться до Соловков из Архангельска стало проблематично. Небольшое судно «Беломорье», приспособленное, причем не очень удачно, из самоходного грузового плашкоута для перевозок пассажиров в поселения Летнего и Зимнего берегов, на соловецкой линии совершенно бесполезно.

Между тем уже появились сообщения, что карельские водники в следующем году намечают организовать рейсы «Кометы» из Кеми.

Олег АНДРЕЕВ