Корабельная сторона
Номер от 29 июня 2004 г.

Русский вклад «Вяртсиля»
«Мой знакомый утверждает, что весь ледокольный флот России построен на финской верфи «Вяртсиля». Мне кажется, он преувеличивает. Что это за верфь такая, «Вяртсиля»?».

Ваш знакомый хотя и преувеличивает, но в то же время недалек от истины. Практически все наши послевоенные ледоколы с дизель-электрическими двигателями действительно построили финны. Это целые серии линейных ледоколов таких типов, как «Капитан Белоусов», «Москва», «Ермак». Ледоколы, подобные архангельским «Диксону», «Капитану Чаадаеву», «Капитану Евдокимову», тоже построены на верфи «Вяртсиля», как и балкеры ледового класса типа «Никель», а также множество других гидрографических и научных судов, - всего же их количество исчисляется сотнями.

Фирма «Wartsila» - крупнейшая в Финляндии, имеет верфи в Хельсинки и Турку. Хельсинкская была основана еще в 1865 году. Ее специализация - ледоколы, автомобильные и пассажирские паромы, другие технически сложные суда. Сухой док здесь имеет габариты 208 на 34 метра и перекрыт эллингом высотой 35,4 метра. Работы в нем обслуживаются кранами грузоподъемностью от 100 до 150 тонн. В 1980 году численность работающих здесь составляла 15 тысяч человек.

Верфь в Турку основали в 1741 году. Она строит контейнеровозы, цементовозы, химовозы и другие специализированные суда. По лицензии здесь же работает производство, изготовляющее судовые двигатели.

В 1974-1976 годах в Перно (пригород Турку) был построен сухой док 250 на 80 метров. В нем могут строиться суда водоизмещением до 350 тысяч тонн. Фирма также располагает уникальным ледовым испытательным бассейном. В 80-х 98 процентов продукции «Вяртсиля» экспортировалось в СССР. Сейчас фирма по-прежнему процветает, но доля заказов России составляет мизерную часть: у России на новые корабли нет денег.