Корабельная сторона
Номер от 29 июня 2004 г.

Мы собрались на палубе «Купавы»
Сорок один год служил нашей гидрографии этот пароход.

Из множества групповых фотоснимков моряков 20-х годов прошлого века этот можно выделить уже потому, что на нем запечатлена команда известного на Севере посыльного судна «Купава». Бывшее портовое судно «Сюрендальсфьорд», построенное в Норвегии в 1915-м, уже через год было приобретено русским Морведом для флотилии Северного Ледовитого океана.

СЭТОГО времени и вплоть до окончательного списания в 1957-м «Купава», позднее переименованная в «Мигалку», входила во флот гидрографических судов, работавших на Севере. Судно не смогли увести с собой английские интервенты, миловали его военные опасности Великой Отечественной. Этот же снимок, предположительно, сделан между 1920 и 1924 годом, когда «Купава» работала в отряде судов дирекции маяков и лоции Белого моря, - была организация со столь необычным названием.

Сфотографироваться всей командой «на память» в начале прошлого века было далеко не рядовым событием. Аппарат для съемки имелся не у каждого, и сам процесс фотосъемки достаточно дорого стоил. К тому же правильную композицию группового снимка мог выстроить не каждый, а только профессиональный фотохудожник.

Для этого, как правило, собирались на полубаке. Во-первых, здесь чаще всего могла разместиться большая часть команды. Во-вторых, именно здесь присутствовали корабельные детали, скажем так, представляющие судно. В данном случае это два спасательных круга и крупные буквы, вынесенные на обшивку рулевой рубки. Без труда читается: «Купава».

Место по центру кадра занимал руководящий состав. Но главных специалистов можно определить даже не по этому, а по форменным знакам отличия. Кстати, глядя на обмундирование моряков, сразу обращаешь внимание на то, что в экипаже «Купавы» служили как моряки срочной службы, так и гражданские специалисты.

Вот что любопытно: на коленях у одного из офицеров сидит крошечный... бурый медвежонок, можно сказать тоже член экипажа, если памятовать о том, что заводить на корабле какую-нибудь живность в те времена считалось не то чтобы нормой, а доброй флотской традицией. В строгом распорядке тяжелой службы, в достаточно жестоком быту моряков присутствие такого рода «талисмана» являлось как бы одной из ниточек, которые связывали людей с берегом, с родимым домом.

И еще одна важная деталь: моряки по случаю фотографирования надевали если не парадное обмундирование, то лучшее, что имели, ведь снимок делался на долгую и, главное, добрую память.

Олег ХИМАНЫЧ