Корабельная сторона
Номер от 29 июня 2004 г.

«Об Архангельске можно писать бесконечно...»
Первый раз Архангельск открылся мне еще в детстве, в самом начале шестидесятых. Из вагонов «дежурки», воскресным днем пришедшей на Левый берег, бесконечно сыпался суетливый народ. От старого деревянного вокзала по низенькому перрону, через стальные пути людской поток втекал в пространство между высоченными серыми заборами; что скрывалось за ними, не разобрать, а если глянуть вверх - в бездонной выси клубятся белые облака...

ШЛИ ДОЛГО, или просто так казалось тогда нетерпеливому мальчишке; это русло с дощатыми берегами делало несколько поворотов, а в конце разом и захватывающе врывалось на левобережные причалы, где вместе с волнующей панорамой чистого простора и многообразными решительными звуками людей встречал напор свежего ветра с реки.

Шумно плескалась двинская вода, над острой волной кричали чайки, людской гомон растворялся в топоте на трапах, простуженно гудел пароходный пар, скрипя кранцами неутомимая «Москва» в рваных облачках дыма отчаливала, разворачивая нос к другому берегу - на Архангельск, который с Левого берега представал хотя и невысоким, но очень большим, энергичным и долгожданным городом...

«Об Архангельске можно писать бесконечно. Он разнообразен и контрастен. Есть города, для которых все в прошлом. У Архангельска - все в будущем». Эти слова принадлежат признанному мастеру слова и такому же авторитетному знатоку Русского Севера писателю Юрию Казакову, увидевшему этот город тогда же, в начале шестидесятых. Об Архангельске писали многие, но, как мне кажется, именно Казакову принадлежит одно из самых ярких описаний главного города на Северной Двине. Его утверждение не было данью пафосу, ибо настрой писателя составляли «титанические шевеления портовых кранов у причалов Бакарицы», целая «эскадра» иностранных и наших судов в Корабельном рукаве, ожидающих погрузки, снующих по реке буксиров, мотоботов, причальные стенки, затоны, доки, склады, лесозаводы, опоры строящегося железнодорожного моста и «беспрерывный шум и стук погрузки или выкатки леса на берег»... Энергичным и радующим предстал взору автора «Северных дневников» старый Архангельск, и это, как утверждал Юрий Казаков, было его «главное, основное лицо, это была панорама города, у которого все впереди»...

Темные штабели леса на берегах и змейчатые, поросшие ивняком протоки, пронзающие городские окраины, твердь бетонных пирсов и бревенчатые сваи мостиков, резные фасады соломбальских домиков и чудом сохранившиеся в каменной части города дощатые мостовые, акварельные тона июньского утра и густой ультрамарин осеннего вечера над Двиной - все это привносит в облик Архангельска свои, неповторимые краски.

Сегодня можно сколько угодно импровизировать на тему старой ироничной присказки «Треска, доска и тоска», якобы претендующей на визитную карточку Архангельска. Однако в этом старинном городе есть и осталось то, чего нет нигде, то, что обязательно влечет взор и мысли даже искушенного путешественника, которому ведомо, что история не может идти только по восходящей, что даже самые известные и стильные города мира, как, впрочем, и целые страны, время от времени болеют...

Начало века нынешнего не принесло России выздоровления. Вот и Архангельск сегодня, он будто спит смутным сном изможденного путника, но, чудится-кажется, вот-вот очнется. В это очень хочется верить и... рассказывать об Архангельске бесконечно!

Олег ХИМАНЫЧ