Корабельная сторона
Номер от 29 июня 2004 г.

С Архангельском мы изначально братья
Первый морской город-порт России отметил свое 420-летие

Высокой волею изменчивой судьбы этот город стал не просто первым морским портом нашего государства, а, перефразируя А.С. Пушкина, самым первым «окном в Европу» молодой России, окном северным и с видом на море. Видно, есть особая логика в том, что «прорубить» его нашим предкам было суждено именно здесь - на Русском Севере, изначально не знавшем крепостничества. Ведь море - это не только извечная стихия, оно дарит человеку и удивительное ощущение свободы.

БЕЗ МАЛОГО шестьдесят пять лет наши города вместе. Дело даже не в географической близости Архангельска и Северодвинска. Несмотря на огромную разницу во внешнем облике, значительную в социальном и экономическом укладе, год от года у них были общие судьбы и имена...

Когда рождался будущий Северодвинск, на берегах Никольского устья высадились первостроители: большинство из них - выходцы из Архангельской и Вологодской областей. И будущий гигант Севмаш во всех правительственных документах поначалу именовался Архангельским судостроительным заводом.

Первая высоковольтная линия электропередач, первый поезд, первая типография и даже названия самых первых улиц - все это Северодвинск получил от Архангельска.

Архангельский инженер Павел Гром возглавил строительство нашего самого первого корабля - линкора «Советская Белоруссия», а затем этот, ставший легендой, человек создавал все последующие корабли, вплоть до уникальных атомных лодок с титановыми корпусами. На строительстве Молотовска в юности трудился архангельский писатель Николай Жернаков, патриарх архангельской фотожурналистики Калестин Коробицын стал автором самых первых снимков строящегося Северодвинска. А еще были тысячи и тысячи архангельских мастеровых, которые сменили свое постоянное место жительства, чтобы посвятить нашему городу жизнь.

Военное лихолетье сплотило наши города, да и дальше в истории Архангельска и Северодвинска можно отыскать связующие нити и параллели, хотя, быть может, и не такие явственные, как в начале. Но, по большому счету, справедливо сказать: вся судьба Архангельска и Северо-двинска породнена и неразрывна с судьбой российского флота, и в этом смысле, очевидно, можно говорить и о том, что Северо-двинск - продолжатель большого дела, начатого более трех веков назад на Соломбальских верфях.

Олег ХИМАНЫЧ