Корабельная сторона
Номер от 22 июня 2004 г.

Рекорды под парусом
«Существует ли мировая статистика рекордов скорости при плавании под парусами?

Впервые подсчитывать наивысшие скоростные достижения парусников начали в середине ХIХ века на традиционных маршрутах клиперов. В 1854 году американский клипер «Flaying Claud» прошел из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг мыса Горн (15.213 миль) за 89 суток и 8 часов. Лучший суточный переход тогда составил 402 мили (средняя скорость - 16,5 узла). После этого стали фиксировать суточную скорость и на других трансокеанских линиях. Особым упорством отличалась борьба капитанов парусников на так называемых «чайных линиях» - из Индокитая в Англию - и «шерстяных линиях» - из Австралии в Лондон. Особое место в подобных регатах грузовых парусников занимала трансатлантическая линия из США в Англию. В 1905 году американская шхуна «Atlantic» преодолела путь из Нью-Йорка до мыса Лизард (Англия) за 12 суток четыре часа и одну минуту. Не каждый пароход мог совершить такое.

Большинство достижений парусников XIX и начала ХХ века оставались непревзойденными до тех пор, пока конструкторы не изобрели легкие многокорпусные суда под парусами - катамараны, тримараны. Их время стало рекордным, но, по мнению истых моряков, гонки через океан после этого приобрели чисто спортивную цель и потеряли главное, с чего, собственно, все и началось: борьбу за престиж профессионального судоводителя, который стремится доставить груз или пассажиров как можно скорее в порт назначения.