Сенсационные признания бывшего заместителя министра Российской Федерации по атомной энергии Сергея Антипова
Буквально в последние дни стало известно, что северодвинская оборонная верфь «Звездочка» закончила разделку до трехотсечных блоков двух подводных крейсеров проекта 949. В это же время северодвинское Севмашпредприятие приступило к утилизации РПКСН проекта 941. Деньги на проведение работ выделены бюджетом России и по линии специальных зарубежных программ. Между тем, в прессе со ссылкой на отставного командующего Северным флотом Геннадия Сучкова вновь появились сообщения, что российские верфи расходуют выделенные средства нецелевым образом.ДИСКУССИЯ на эту тему началась еще в начале года, когда были обнародованы данные проверки Счетной палаты, проведенной в Минатоме. При этом СМИ указывали, что публикуемые документы попали к ним от «экологических организаций». «Корабельная сторона» уже знакомила своих читателей с некоторыми выводами счетоводов и давала некоторые комментарии. После дискуссии, казалось бы, страсти улеглись: всем стало понятно, что утилизаторы денег не воруют, а расходуют их рачительно, исключительно в интересах государства и общества. Но после скандальных интервью Геннадия Сучкова, растиражированных на весь мир, общество вновь заволновалось. Выходит, дело нечисто? Так придут ли прокуроры на «Звездочку»?В начале февраля на сайте «НВО» было размещено пространное интервью бывшего в ту пору заместителем министра РФ по атомной энергии Сергея Антипова. Он обстоятельно и подробно рассказал Виктору Литовкину, как, в какие сроки и где происходит утилизация атомных подводных лодок. Думается, что некоторые положения из этого разговора в свете очередных нападок на корабелов будет уместно обнародовать вновь.Коррупцией здесь не пахнет- Сергей Викторович, недавно Счетная палата упрекнула Минатом, что он тратил деньги, отпущенные бюджетом на утилизацию атомных подводных лодок, нецелевым образом. Насколько справедлив этот упрек?- Счетная палата, проверяя нас, опиралась на ГОСТ - государственный стандарт именно по вооружениям и военной технике. В нем речь, естественно, идет об утилизации металла, а работа по утилизации, к примеру, танка - самоокупаемая. Вы его разрежете, окупите все работы и еще что-то в бюджет дадите. При утилизации атомной подводной лодки остается отработавшее ядерное топливо, радиоактивные отходы - жидкие, твердые, облученные материалы, которые никуда не деваются. И это принципиально меняет подход.Утилизация атомной подводной лодки должна завершаться переработкой ее топлива. По-другому нельзя. Топливо, которое выгружается из лодок, просто так хранить негде - ни контейнеров соответствующего количества, ни хранилищ, - это же не дрова, которые вытащили и бросили на берегу, с ним надо что-то делать. Приведу пример. Выгружаемое из лодки топливо, в зависимости от класса лодки, надо разместить примерно в десяти контейнерах. Один контейнер стоит 150 тысяч долларов. То есть необходимо затратить полтора миллиона долларов для хранения отработавшего топлива только одной субмарины. А если учесть, что его нужно куда-то перевезти, создать соответствующее хранилище, тратить деньги на хранение, то это будет как минимум три или четыре миллиона. А цепочка с переработкой стоит всего один миллион. Целевое это или нецелевое использование государственных средств - давайте думать. Получается любопытная картина. Скажем, если израсходовать четыре миллиона долларов на то, чтобы отработавшее топливо где-то просто хранилось, то это, по версии Счетной палаты, - целевое использование средств, государственный подход. Если же за миллион долларов это же самое топливо переработать, чтобы оно еще раз могло пойти в дело, то это уже подсудное деяние. При желании за это можно и посадить кого-нибудь. В этой нестыковке интересов показательной была позиция экологической общественности. Критикуя утилизаторов за «нецелевое» использование средств, они тем самым ратовали за то, чтобы радиоактивные материалы не перерабатывались, а фонили где-нибудь себе потихоньку. Вообще, хочется заметить, как только в России дело доходит до конкретных программ по переработке радиоактивных материалов с выгодой для государства и общества, то «экологизированная» часть этого самого общества начинает категорически протестовать. А сейчас вернемся к откровениям замминистра Сергея Антипова.Тонкости технологического процесса- У нас окончанием утилизации считается момент, когда блок вырезан, а если в блоке топливо не выгружено, это тоже не может считаться окончанием процесса утилизации. С 1986 года, когда начался процесс утилизации, лодки не успевали разделывать, и число субмарин с невыгруженным топливом все время росло. Только с 1998 года, когда за дело взялся Минатом, число «выведенных» лодок продолжало увеличиваться, а число лодок с невыгруженным топливом начало резко уменьшаться. И уже видно, что если мы просто сохраним сегодняшний темп этой работы, то спокойно придем к финишу к 2009 году.Я говорю: не надо ускорений. Если будем ускорять, начнутся такие или другие вещи. Я сторонник того, чтобы набранные, обоснованные и безопасные темпы сохранить. Мы можем выгружать не по 15 лодок в год, как сейчас, а по 20. Но это точно будет в ущерб безопасности. Темпы утилизации - разрезки «железа» и темпы выгрузки лодок, а также темпы передачи лодок от флота заводам должны совпадать. Это как велосипедная цепочка. Если вы хотите передвинуть какое-то звено, то надо сделать так, чтобы все звенья двигались с одной скоростью. А если какое-то отдельное звено станет двигаться быстрее других, возникнет петля, узелок, обрыв - все пойдет насмарку.- Утилизация - это не только разделка лодок, но и выгрузка топлива, перевозка его на предприятия Минатома, создание могильников для хранения отходов... Как здесь обстоят дела?- Если будет международная помощь, мы сможем нарастить мощности. Например, в 1998 году у нас был один эшелон для перевозки топлива, состоящий из четырех вагонов, который обслуживал и Восток, и Север. Практически круглые сутки он находился в пути. Один эшелон - это, в среднем, полторы лодки. Сейчас у нас уже три эшелона. Сегодня мы утилизируем лодки по так называемой «трехотсечной схеме». И эти трехотсечные блоки - реакторный и два соседних - загерметизированы и, как поплавки, пока хранятся на воде. Часть на Севере в Сайда-губе, часть - на заводах. На Востоке они находятся в «ДальРАО», это бухта Разбойник. На Камчатке - в Вилютинске на заводе. В принципе, блоки должны быть одноотсечными. Реакторы должны быть загерметизированы и храниться на суше 50-70 лет, чтобы уровень радиации упал до такой степени, чтобы с этим реактором можно было работать. Мы сделали технико-экономическое обоснование, проектное изыскание, выбрали площадки, в деле уже рабочие проекты. И в рамках «Глобального партнерства» Германия из всех предложенных проектов сотрудничества выбрала для себя сооружение такой площадки в губе Сайда, где возможно хранение 120 реакторных отсеков. Этот разговор был опубликован в начале февраля. После него Минатом провел в правительстве большую разъяснительную работу. Стало понятно, что атомщики и корабелы делают поистине благое дело для всего мира. В честности их намерений и поступков убедились и страны Запада, выделяющие средства на утилизацию атомных подводных лодок. Размеры реальной помощи растут. Заводы, работая по плану, обеспечивают безопасное сокращение числа потенциально опасных объектов в акваториях Севера и Дальнего Востока. В отношении них не «злобствует» больше Счетная палата. Прокуроры с ордерами не стучатся в ворота в Большом камне и «Звездочки». Выходит, здравый смысл возможен и в России?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!