Идти ли по дну Белого моря или выбрать иной путь. Глава государственной компании «Транснефть» Семен Вайншток высказался за изменение маршрута транспортировки нефти из Западной Сибири на север для дальнейшего экспорта, сообщает «Росбалт».
BАЙНШТОК считает целесообразным строительство нефтепровода к мысу Святой Нос и поселку Индига в Ненецком автономном округе (НАО) и сооружение в Индиге крупного терминала. «Здесь нет необходимости идти по дну Белого моря или обходить его. Нет необходимости учитывать особенности Кольской губы, где есть определенные проблемы с маневрированием большегрузного транспорта», - пояснил глава «Транснефти». Вайншток заявил, что технически «Транснефть» может реализовать проект за 20 месяцев, но для этого необходимо решение федерального правительства.В администрации НАО с энтузиазмом восприняли заявление президента «Транснефти». Там утверждают, что давно пропагандируют перспективы этого направления. Но еще ранее строительством порта в Индиге заинтересовались за Уралом. Строительство порта и железнодорожного перехода между станциями Ивдель - Печора, а также достройка автодороги Нарьян-Мар - Усинск даст импульс отправке в Индигский порт и далее продукции уральских компаний: леса, металла, угля. По сообщению «Росбалта», интерес к строительству порта проявляют представители и уральского бизнеса, и региональных властей. На первый взгляд, проект действительно не обещает ничего, кроме выгоды. Прокладка 500-километрового нефтепровода от нефтяных месторождений на территории НАО к глубоководной бухте Индига у мыса Святой Нос и сооружение там терминала делает магистраль на 1500 километров короче по сравнению с вариантом прокладки до Мурманска, который лоббируют нефтяные компании. Это, по данным «Транснефти», удешевляет проект на 1,5 миллиарда долларов. Сегодня добываемая в округе нефть транспортируется с территории НАО в двух направлениях: в южном (по нефтепроводу Харьяга - Усинск и далее через Балтийскую трубопроводную систему до портов Финского залива) и северном (морским путем с острова Колгуев и из района Варандея). Второе направление практически полностью ориентировано на экспорт. При этом сложная ледовая обстановка в районе терминала требует ледокольного сопровождения судов, малые глубины - использования малотоннажных танкеров. Реализация проекта «Транснефти» добавляет к существующим путям транспортировки нефти с территории НАО еще один, в ближайшей перспективе мощностью до 30 миллионов тонн в год.Мыс Святой Нос расположен в незамерзающей части Баренцева моря. Погодные условия требуют ледокольного сопровождения при выводе танкеров из бухты не более чем в течение трех-четырех месяцев в году. Проводка танкеров и сухогрузов может осуществляться ледоколами средней мощности, а глубины позволяют использовать крупнотоннажные танкеры. Порт в Индиге способен развиться до крупного торгово-перевалочного пункта Северного морского пути. Это может дать толчок развитию не только стратегической магистрали, но и экономики западной части НАО. Расположение бухты не более чем в 200-250 километрах от трассы Санкт-Петербург - Воркута позволяет в дальнейшем задуматься о сооружении здесь железнодорожного транспортного узла. Строительство порта и города, а также связанное с ними развитие окружной столицы - Нарьян-Мара - позволит в значительной степени задействовать для выполнения заказов мощности расположенных в соседних областях предприятий. В перспективе возможно продление нефтепровода в северном направлении, до Ямало-Ненецкого округа, что приведет к появлению магистрали Западная Сибирь - Индига.Параллельно нитке нефтепровода предлагается проложить дорогу, которая впервые свяжет круглогодичным автомобильным сообщением западную и восточную части округа, даст выход от месторождений к порту. Это станет и мощным импульсом к дальнейшей разведке и разработке месторождений полезных ископаемых богатейшей, но сегодня все еще недостаточно изученной территории. Между тем только разведанные запасы нефти здесь таковы, что при уровне добычи в 20-25 миллионов тонн в год их хватит на ближайшие сто лет. Рядом может быть проложен и газопровод к Архангельской области, что позволит задействовать газовые месторождения на территории НАО, из которых в настоящее время используются возможности только одного, Василковского, и исключительно для газоснабжения Нарьян-Мара и поселков Искателей и Красного. Запасы же газа на территории округа позволяют провести газификацию оставшихся районов Архангельской области, где газоснабжение дошло пока только до Вельска. Появится в перспективе и возможность снабжения природным газом поселков Тиманского куста на территории НАО, что значительно облегчит решение проблемы северного завоза.Сторонники проекта утверждают, что его реализация учитывает интересы как округа, так и России в целом. Не говоря уже о развитии регионов Крайнего Севера, строительство нефтепровода с участием и под контролем государства позволит в дальнейшем эффективно контролировать объемы отгружаемой нефти и, следовательно, налоговые отчисления компаний. Естественно, у властей Мурманской области иной взгляд на вещи. По сообщению РИА «Новости», губернатор Юрий Евдокимов назвал ошибкой само решение правительства РФ поручить разработку технико-экономического обоснования строительства нефтепровода именно компании «Транснефть», которая, по его словам, принципиально не заинтересована в развитии мурманского направления. Губернатор пояснил, что в Мурманске импортеры имеют возможность грузить нефть сразу в танкеры дедвейтом от 100 до 300 тысяч тонн, а это наносит удар по Балтийской трубопроводной системе, чего стремится не допустить «Транснефть». По словам Евдокимова, любой владелец грузов будет стараться импортировать нефть через мурманское направление и терминалы Кольского залива.Этим не исчерпываются аргументы противников строительства порта в Индиге. Сложные климатические условия потребуют строительства всех сооружений в «северном» исполнении. К тому же порт будет строиться практически «с нуля»: сегодня поселок Индига насчитывает чуть более тысячи жителей. Сообщение с ним возможно только морским путем или при помощи авиации, а зимой еще по временным зимним дорогам. Предлагаемый район строительства с точки зрения экологии крайне раним. Строительство и функционирование порта здесь потребуют создания эффективной, а значит, весьма недешевой системы экологического контроля и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Впрочем, это можно сказать о любых проектах, реализуемых на Крайнем Севере...Как бы то ни было, в одном губернатор Мурманской области безусловно прав: очевидно, борьба между сторонниками двух различных проектов еще впереди.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!