Почему «кинутых» моряков не становится меньше? Мы не раз рассказывали о мытарствах российских моряков, отправлявшихся в рейс под чужим флагом с наспех заключенными контрактами и брошенных на произвол судьбы своими хозяевами.
Экипаж судна месяцами бедствовал в инпорту, взывая к помощи профсоюза, МИД России. После выступлений СМИ и «боя во все колокола» принимались действенные меры, и в конце концов моряки возвращались на Родину. Какой ценой - отдельный вопрос. А спустя время печальная история повторялась с другими командами.О соотечественниках, наступающих на одни и те же грабли, размышляет председатель калининградской региональной общественной организации Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов.HА ДНЯХ экипаж траулера «Polar One» (флаг Белиза) обратился в Лондоне в МФТ (Международная федерация труда). С декабря прошлого года пароход застрял на верфи Сантандер (Канары). И все это время рыбаки получают зарплату в пять раз меньше обещанного. В связи с чем и спрашивают (прямая цитата): «Разве это справедливо? У нас очень плохие контракты, и многие работают вообще без договора». Однако ребята требуют, чтобы МФТ обеспечила полную выплату того, что было обещано (а что было-то?), а также перечислила это обещанное семьям. Интересно, что сами они домой не собираются. Интересней же всего предыстория. В прошлом судно называлось «Новатор» и прославилось в результате клайпедских событий 2001 г.: забастовка экипажа под руководством Российского профсоюза моряков и Союза моряков Литвы. Тогда судовладелец, вы-платив задолженность за 9 месяцев, поменял калининградцев на литовцев. А в следующем рейсе, уже в Мавритании, история повторилась. Сотрудники МФТ снова нажали на судовладельца, зарегистрированного по пяти адресам в пяти странах, отыскали его, добились зарплаты и репатриации. И категорически отсоветовали рыбакам наниматься на это судно. Предупреждение было доведено до сведения крюинговых агентств Клайпеды и Калининграда. И, как мы знаем, судовладелец не имел легального представительства ни там, ни здесь. Однако нынешний экипаж горемычного траулера все равно на судно просочился. Без контрактов и без помощи профсоюза. И теперь задает вопрос (прямая цитата): «Скажите, зачем мы оставили свои семьи и отправились в рейс?» Не знаем, ребята! Экипаж предыдущий ни о чем таком не спрашивал. По возвращении рыбаки просто отказались платить взносы и заявили, что ситуация на борту вовсе не была катастрофичной. Мол, просто хотели с вашей помощью надавить на судовладельца, а вы и клюнули. Поэтому на сей раз МФТ не собирается отвечать на дурацкие вопросы. Рыбакам рекомендовано обратиться в свое консульство, где им, гражданам страны, вроде как должны помочь. И так уж получилось, что в то же время в профсоюз поступило обращение консульства РФ в Аргентине: «Просим поддержать наших соотечественников, оказавшихся в сложной ситуации, и предпринять возможные меры для их возвращения на Родину». Оказывается, здесь, в Мар-дель-Плато, с июня прошлого года загорает (в прямом смысле слова) прямо на борту СТР «Руцава» ремонтный экипаж из Калининграда. Причем судно под российским флагом, застывшее на несколько лет, принадлежит судовладельцу из Владивостока - ООО «Новый Мир - Тралфлот». Как и где наши вышли на судовладельца - загадка. Мало им, что ли, своего «Тралфлота», старого? Пока же в ходе розыска, предпринятого владивостокским отделением профсоюза, фирму найти не удалось. Адрес ложный, телефоны отключены. Надежда одна - на бесплатную репатриацию граждан РФ за счет государства Российского. А тут еще одно обращение от экипажа из Калининграда, считающего себя брошенным. Какой-то рифер «Классик», под флагом РФ, по какой-то причине попал на ремонт в Данию. Точнее, попал экипаж. Зарплату не платят. Но рыбаки бастовать не собираются. «Они надеются, - бесстрастно отмечает отдел акций МФТ, - что придет инспектор и совершит чудо. Половина экипажа не имеет никаких контрактов. Впрочем, даже в имеющихся контрактах о зарплате ничего не говорится».Разумеется, членов профсоюза на судне нет, агентство по найму неизвестно. Больше того, подписант чудо-контрактов - какой-то анонимный мужик, представляющий лично себя. Потому что компании, владеющей «Классиком», не существует. В такой ситуации МФТ ничего сделать не может и рекомендует экипажу обращаться в национальный профсоюз. Если же мы, профсоюз, не предусмотрели затраты «в пользу тех, кому наша организация до фени», тогда рыбакам остается взывать к МИД, скликать жен и матерей и жаловаться в средства массовой информации. Насколько этот, альтернативный, вариант результативен, другое дело (хотя если бы судовладельцы рыдали, прочитав о горестях экипажей, и щедро платили, было бы замечательно). Нас же он не устраивает, потому что в следующий раз все опять повторится сначала: без контракта, без профсоюза и, значит, без зарплаты. Ведь такая нехитрая процедура - навести справки о работодателе и зарегистрировать контракт в профсоюзе. Конечно, сам по себе трудовой договор - невеликая гарантия. Поэтому гарантия более весомая - наличие работодателя в реальности. В идеале - представительство компании, с которой подписываешь договор, зарегистрированное в Калининграде либо в пределах доступной юридической досягаемости. Если же в контракте значится пышный титул какого-нибудь офшора - перед тобой отсылка туда, не знаю куда. Впрочем, главное отличие кинутых в том, что они и сами все наперед знают. Поэтому если ты едешь за моря по совету мудрого кореша или по направлению крюинга, не потрудившегося образовать юридическое лицо, и не утруждаешь себя формальностями, - тебя ждут приключения. Еще год назад МИД РФ обобщил статистику подобных случаев и совместно с профсоюзом обратился к правительству с предложением финансировать возможную репатриацию наших безнадег. Ведомство, которому поручили разработать рекомендации, ограничилось отпиской. Мол, в бюджете не предусмотрено, а в законе не сказано. В поисках конкретного ответа делегация нашего профсоюза побывала в кабинете высокопоставленного чиновника администрации президента РФ. Скажите, спросили мы, не собирается ли государство каким-то образом финансировать репатриацию моряков и рыбаков РФ, ставших жертвами иностранных и неизвестных работодателей? «Нет, - удивленно ответил высокопоставленный. - У нас на бюджетников средств не хватает. С какой стати нам еще и иностранных работников кормить?»Но ведь они же, напомнили мы, являются гражданами РФ. «Ну и что, - хмыкнул чиновник. - Проститутки, которые работают на европейских дорогах, тоже в большинстве граждане РФ. И так же, как и ваши моряки, когда за рубеж мылятся, никого не спрашивают. Только наши проститутки, в отличие от ваших моряков, в газеты не пишут и сами разгребают свои проблемы. Можете передать это своим морякам. Но (здесь он потупился. - В.М.) это неофициальное мнение». Во исполнение сего поручения доводим этот голос Родины до вашего, рыбаки и моряки, сведения.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!