Корабельная сторона
Номер от 8 июня 2004 г.

Убойное оружие
Первый пуск «Булавы» состоится в нынешнем году. Так считает генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов

В прошлом выпуске «Секретного отдела» («КС» №22) мы рассказали о причинах, по которым РПКСН проекта 941 оказались безоружными. Там же мы приводили мнение бывшего командующего Северным флотом Геннадия Сучкова о перспективах морской составляющей стратегических ядерных сил. Адмирал признал их неудовлетворительными. Но, по мнению других специалистов, дела в России не так уж и плохи.

HА ПРОШЛОЙ неделе за публикациями скандальных интервью Геннадия Сучкова как-то осталась вне поля зрения читательской аудитории сенсация мирового уровня. Оказывается, раскритикованный многими Московский институт теплотехники, который вместо макеевского КБ ведет разработку новой системы оружия для МСЯС, работает по утвержденной высшим руководством страны программе и строго придерживается графика. Об этом корреспонденту «Военно-промышленного комплекса» рассказал генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. Более того, он чуть-чуть приоткрыл завесу таинственности над ракетой системы «Булава».

- Мы собирались обеспечить готовность к проведению первого пуска в 2004 году. Этому будет предшествовать специальная процедура, как это и предусмотрено договором по ограничению стратегических наступательных вооружений, - показ ракеты «Булава» американской стороне, нашему партнеру по договору, в соответствии с теми процедурами, которые им предусмотрены. На сегодняшний день все то, что связано с этим показом, полностью определено и согласовано с заинтересованными государственными структурами РФ - участниками принятия решения.

Юрий Семенович рассказал, что новая ракета создается для новых условий ее применения. Она будет в короткий срок проходить активный участок траектории, виртуозно преодолевать системы ПРО. Новая ракета будет даже совершеннее, чем сухопутный «Тополь-М». При этом ее массо-габаритные показатели будут выгодно отличаться от твердотопливной предшественницы РСМ-52, стоявшей на лодках проекта 941, а также от разработки макеевского КБ, известного под названием «Барк». С внешним видом и некоторыми ТТХ общественность познакомится после того, как характеристики передадут американской стороне. Американцы получат и телеметрическую информацию первого практического полета ракеты. Познакомят представителей США и с конкретным производством, на котором будут строить новые ракеты.

«Булава» «куется» темпами, каких наша промышленность не знала даже в лучшие советские годы. Но это, по мнению разработчиков, никоим образом не отразится на качестве проектирования и строительства. Московский институт теплотехники применяет новейшие достижения в организации всех работ. Это и позволяет уплотнять сроки. Проектный этап, связанный с разработкой конструкторской документации, изготовлением материальной части и проведением наземной отработки уже заканчивается

- К нашей чести, те конструкторские решения, которые мы заложили в проект, полностью подтверждены, включая и бросковые испытания с подводного крейсера - сказал Юрий Соломонов корреспонденту «ВПК».

Сам крейсер «Дмитрий Донской», модернизированный на северодвинском Севмаше по проекту 941У, также готовится к летным испытаниям. На заводе и Северном флоте понимают, что дело предстоит непростое. Возможны всяческие риски. Но не первый раз северянам пускать новые ракеты. Как бы там ни было, а генеральный конструктор Юрий Соломонов уверен, что уже в следующем пятилетии в океан будут выходить новые стратегические подводные лодки с новым оружием на борту.

Независимые наблюдатели также склонны считать, что новая ракета встанет на вооружение. Только вот насколько удачной она окажется, покажет время. О «Тополях» мы уже можем говорить как о состоявшемся явлении. До «Булавы» нам еще подождать.

Владимир ВОЛОДИН