Корабельная сторона
Номер от 25 мая 2004 г.

Комфлота утопил лодку. Условно
В Североморске завершился процесс по факту гибели АПЛ К-159 и части ее экипажа

Командующему Северным флотом адмиралу Геннадию Сучкову вынесен обвинительный приговор: четыре года лишения свободы условно с отсрочкой приведения приговора в исполнение на два года.

СУД признал его «виновным в халатности, повлекшей по неосторожности гибель людей». При этом были учтены смягчающие вину обстоятельства: наличие в семье обвиненного несовершеннолетнего ребенка, безупречные характеристики адмирала по службе, государственные награды.

Ничего подобного в истории флотского военного суда пост-перестроечной России не было. «Корабельная сторона» в своих публикациях постоянно отслеживала эту тему. Вкратце напомним события. В ночь с 29 на 30 августа прошлого года во время буксировки в Баренцевом море при входе в Кольский залив у острова Кильдин затонула атомная подводная лодка К-159. Еще за час до катастрофы командир лодки Сергей Лаппа сообщил в штаб флота, что обнаружена течь. Тогда лодку якобы можно было спасти. Однако подводники получили приказ из штаба бороться за живучесть лодки до последнего. В итоге погибли 9 человек.

Процесс над командующим Северным флотом Геннадием Сучковым, к слову, от этой должности он был отстранен на время судебного разбирательства, продолжался несколько месяцев, неоднократно прерывался по разным причинам. Материалы дела насчитывают 29 томов. В ходе всех заседаний были допрошены 103 человека, в том числе главком ВМФ Владимир Куроедов, должностные лица Главного штаба ВМФ, представители командования Северного флота. В качестве экспертов на суде выступили семь ведущих ученых страны в области кораблестроения и военных наук, было проведено семь экспертиз, прослушаны записи переговоров командного пункта штаба Северного флота с буксировщиком и подлодкой К-159, просмотрена видеозапись осмотра затонувшей атомной подводной лодки, изучена техническая документация.

Государственный обвинитель, помощник главного военного прокурора России Игорь Мурашкин потребовал назначить Сучкову наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении, а также лишить его права занимать командные должности на три года. Выступавшая в прениях жена одного из погибших моряков, Инна Соколова, была настроена куда решительнее и попросила суд приговорить Сучкова к высшей мере наказания. Адвокаты, напротив, потребовали признать Сучкова полностью невиновным. Сам же адмирал в последнем слове не признал себя виновным «в уголовном смысле». Как трактовать эту его фразу, не совсем ясно. «Мы верили, что следствие будет объективным и тщательно разберется в обстоятельствах дела. К сожалению, этого не произошло», - эту фразу адмирала цитируют многие информационные агентства. Более того, Сучков заявил, что в ходе следствия на него оказывалось давление, и что в отношении него был «осуществлен спецзаказ со стороны прокуратуры».

Приговор по данному уголовному делу может быть обжалован в течение десяти суток в вышестоящей инстанции, и адвокаты адмирала сразу же воспользовались этим, заявив, что будут добиваться оправдательного приговора своему подзащитному в суде высшей инстанции.

Итак, судебный процесс над адмиралом Сучковым завершен. Но для многих обозревателей, как выясняется, не столь важным оказался сам приговор, а осознание того, что этот суд вскрыл. Для многих стало очевидным: Северный флот уже далеко не тот. Ржавеют корабли, теряют навыки экипажи, не имея практики выхода в море. Как следствие, страдает дисциплина, процветает воровство и дедовщина...

Кстати, обследовать подлодку К-159, лежащую на дне Баренцева моря, намерены в летнюю навигацию этого года.

Олег АНДРЕЕВ (По материалам СМИ)