Корабельная сторона
Номер от 17 мая 2004 г.

Плоды партийного взыскания
Отчего Хрущев плыл в Америку на гражданском судне

Историю эту рассказал мне капитан II ранга Игорь Олегович Анисцын. На крейсере «Молотовск» («Октябрьская революция») с самой его постройки служили офицерами его отец - Анисцын Олег Григорьевич, и его брат, то есть дядя Игоря - Валентин Григорьевич.

РАЗНЫХ историй, связанных со службой на крейсере, они рассказывали немало. Одна из них о том, что приключилось на борту корабля во время перехода с Севера на Черное море. Было это в 1960 году.

Вероятно, немногие знают, что свою знаменитую поездку в Америку на ХV сессию Генеральной Ассамблеи ООН Никита Сергеевич Хрущев намеревался совершить именно на «Октябрьской революции»: крейсер тогда был одним из лучших в стране. Поэтому корабль, базировавшийся до той поры в Североморске, начал переход вокруг Европы - в Севастополь. И вот, едва снялись с якоря, случилось ЧП: на борт не прибыли с берега лейтенанты Соловьев и Стегарь. Корабль уже был на выходе из Кольского залива, когда его нагнал катер с опоздавшими. Конечно, без последствий такое не оставили. Стали разбираться, созвали партийное собрание. Соловьев честно признал вину, покаялся и потому отделался «строгим с занесением». А Стегарь ловчил, изворачивался. Его за эту ложь тогда исключили из партии.

...День за днем, и крейсер достиг Гибралтара. И вдруг обнаружили: пропал лейтенант Стегарь! На борту корабля были еще адмиралы, так поначалу им докладывать об очередном ЧП не стали, а, что называется, перетряхнули весь крейсер от киля до клотика. Но офицера не нашли!..

В офицерской кают-компании повисла гнетущая тишина. Кто-то в сердцах бросил: «Куда же этот Стегарь подевался?!» А рядом сидел доктор, кажется, начальник медслужбы крейсера. Он был большим любителем «общнуться» с зеленым змием и, как впоследствии еще выяснилось, в своей каюте регулярно слушал «голоса из-за бугра». У него в то мгновение и сорвалось с языка: «Как куда девался?! Его ж итальянцы подобрали...»

Тут все с мест повскакивали: «Что? Откуда?!» Понятное дело, из доктора все, что можно вытряхнули. И доложили в штаб.

Оказалось, когда крейсер находился приблизительно на траверзе Гибралтара, Стегарь облачился в легководолазный костюм, взял с собой фляжку коньяка, кортик, какие-то золотые вещи, схему побережья и через один из иллюминаторов, так сказать, покинул борт... Но для него все вышло неудачно: его нашли, но подняли из воды уже мертвым.

Стегарь был непосредственным подчиненным Олега Григорьевича, и тогда же ему объявили НСС - неполное служебное соответствие аж от самого министра обороны.

Н.С. Хрущев, говорят, после этого случая решил идти в Америку не на крейсере, а на пассажирском судне «Балтика». Но вот что любопытно. Когда «Балтика» прибыла в США, с ее борта... сбежал моторист В. Яаниметс, и был по этому поводу большой шум. Выходит, погорячился Никита Сергеевич - «невозвращенцы» были и в гражданском флоте.

Подготовил Олег ХИМАНЫЧ