Корабельная сторона
Номер от 17 мая 2004 г.

«Атаман Ермак» на Севере
Строить новые буксиры пока еще дорого. Дешевле переделать старые

На «Ермака» мы, помнится, сразу обратили внимание. Во-первых, очень крупный и на морских тягачей не похож. Подошли ближе, разобрались - крупный речной толкач, и не с Северной Двины. Он стоял в заводском ковше «Красной кузницы», занесенный снегом, законвертованный после длительного перехода. Ни трапа, ни вахты мы не заметили и решили: наверное, привели на разделку. И с этим ошиблись...

ВО ВТОРОЙ раз мы застали его в доке, где ему «отпиливали» массивные носовые упоры. Тогда же и узнали - буксир пришел на ремонт и модернизацию. Сделали снимок, он потом появился в газете, и через неделю-другую в редакцию зашел один из моряков «Ермака». Воспользовались его приглашением.

И вот мы в Соломбале. Корабль прижался к пирсу судоремонтного завода, пока, как говорится, еще не живой: машина не работает, нет ни своего света, ни тепла. Поднялись в ходовую рубку, где поуютнее, через широкие стекла обзор прекрасный и света полно.

Старший на борту - Григорьев Анатолий Григорьевич. Должность у него по нынешним временам звучит необычно - суперинтендант. Он ответственный за ремонт буксира, наделен этими полномочиями от судовладельца и дает нам исчерпывающие комментарии...

Буксиру - 30 лет. До последнего времени он трудился в Обь-Иртышском пароходстве. Основная его специализация - толкач. Мощность машин - 2100 лошадиных сил. Для несведущих: очень серьезная цифра для речной акватории. Теперь у буксира новый хозяин - Александр Степанович Константинов, предприниматель из Нарьян-Мара.

УЖЕ поднимаясь по крутым трапам, мы поинтересовались: с таким высоким мостиком в море не валяет? Нам честно признались - валяет. Тогда как с остойчивостью? В дополнительном балласте нет смысла, есть балластные цистерны и регистровые ограничения по волне - 3 метра, 3-й район плавания - таким образом, в море не перевернет.

Объем работ на «Ермаке» очень большой. Со слов Анатолия Григорьевича, буксир модернизируют под иной класс Регистра. Буксир получит возможность ходить и в море, хотя и с известными ограничениями, - его главное тяговое усилие будет теперь на кормовом гаке. Судоремонтники переделывают «Ермаку» носовую часть, но она будет как бы временная, поскольку в перспективе разрабатывается проект, чтобы наделить буксир «настоящим морским носом», с усиленным форштевнем и ледовыми подкреплениями. Уже заменено порядка 380 квадратных метров обшивки, корпусного набора, привальный брус.

Машину тоже ожидают большие переделки. Из Сибири «идут» гребные валы, должен быть проведен полный ремонт главных и вспомогательных двигателей, якорно-буксирных устройств...

Надо сказать, «Атаман Ермак» - далеко не единственный, кто из государственной собственности перешел в частную. Судьбы у такого рода кораблей, судов, плавсредств складываются по-разному. Был такой период, когда большинство из них ждала незавидная участь. У обанкроченных государственных структур скупались целые флотилии совсем еще не изношенных судов для того, чтобы затем загнать их в затоны и доки под газовые резаки. Сиюминутная выгода тогда многим застила разум. Меня радует, что на смену барыгам типа «купи-продай» сегодня начинают приходить предприниматели, кто живет не прибылью одного дня, а видит перспективу и вкладывает деньги в то, что может трудиться на благо экономики в масштабе, если не страны, то отдельного ее региона. Другое дело, что такие приобретения, как тот же крупный буксир, пока еще не всем им по карману. Но тут, как говаривал один из наших недавних вождей, «главное начать». Вот такие, как А.С. Константинов, и начинают.

Предварительный срок окончания ремонта на «Атамане Ермаке» нам назвали - 30 мая. Покидая его борт, мы пошутили, мол, пойдете в море, не забудьте нас на проводы позвать. А нам это пообещали. Так что надеемся увидеть и запечатлеть для читателей модернизированный буксир в полной красе.

Олег ХИМАНЫЧ