Корабельная сторона
Номер от 17 мая 2004 г.

Злоключения на учениях
«Blue Game - 2004» бьет все рекорды по нештатным ситуациям

На прошлой неделе, 14 мая, закончились крупномасштабные учения НАТО. Они проходили у южных берегов Норвегии, к северо-востоку от Дании. В операции, начавшейся 26 апреля, принимали участие, помимо ВВС и наземных сил, семьдесят кораблей из шестнадцати стран.

ГЛАВНОЙ темой учений стало «Проведение миротворческой операции сил НАТО по реагированию на кризисную ситуацию». Активная фаза предусматривала отработку боевой слаженности сил на уровне тактических групп. Командование наметило достижение полного контроля над воздушной, надводной и подводной обстановкой. Особое значение уделялось проведению минно-тральных операций с использованием современных средств подводной разведки. Для этого даже приглашались гражданские структуры.

По иронии судьбы именно поиск мин и стал причиной первого конфуза. 4 мая стало известно, что минный катамаран «Свифт» потерял мини-подлодку. Речь идет об автономном подводном аппарате подготовки боевого пространства (Battlespace Preparation Autonomous Underwater Vehicle - BPAUV). Он представляет собой оранжевого цвета торпеду длиной в 3,5 метра, водоизмещением 2 тонны. На вооружение морских сил США новинка поступила только в прошлом году. «Blue Game - 2004» должны были послужить для нее полигоном с условиями, приближенными к боевым. Мини-подлодка не имеет экипажа. Все ее внутреннее пространство под завязку заполнено аппаратурой. Как рассказывают, малютка движется под водой по заранее заданному маршруту. Система предназначается для поиска мин и выполнения ряда других задач.

Ранним утром 29 апреля подлодки НАТО двухузловой скоростью выставили несколько учебных мин. Кораблям поиска и тральщикам предстояло очистить важные коммуникации от «смертельной опасности». К поиску подключился и «Свифт». Оранжевая толстушка опустилась в воду с его борта. Мини-лодка медленно начала погружаться в глубину. Установили, что аппарат достиг глубины шестисот метров. И... пропал. Немедленно предпринятые поиски результата не дали. Секретное изделие исчезло. Тогда командир корабля посчитал его утерянным навсегда, написав соответствующий рапорт. Американцам очень хотелось бы верить, что аппарат не был перехвачен какой-нибудь российской подлодкой специального назначения. Впрочем, чувствительные сонары кораблей, участвующих в операции, ничего предосудительного не зафиксировали. На всякий случай норвежцев предупредили о том, что в прибрежных водах может появиться необычное плавсредство. И через полторы недели, если верить сообщению CNN, пропажа нашлась как раз на норвежском побережье примерно в ста милях от места пропажи.

Примерно в это же время не повезло немецкой субмарине проекта 206 А. Она также принимала участие в маневрах. Дизель-электрическая лодка, номер которой не называется, представляет собой небольшой корабль подводным водоизмещением 500 тонн. Ее длина 48,6 метра. Подводная скорость может составлять 17 узлов. Автономность достигает 4500 миль. Субмарина вооружена восемью 533-миллиметровыми торпедными аппаратами. Проект этот уже устарел. Он строился на верфи HDW в Киле для германского флота. В последнее время Германия предпринимает ряд попыток продажи этих лодок после ремонта третьим странам. Правда, контракты по большей части срываются.

Подводная лодка шла 11 мая проливом Скагеррак в двадцати милях от датского порта Хиртшалс. Здесь же находился датский траулер «Mary Ellen». По одним сведениям, он вел промысел. Правда, многие наблюдатели с легким скепсисом принимают на веру то, что промысловик мог так просто находиться в районе учений. Скорее всего, полагают они, это гражданское судно привлекалось для совместного траления поставленных учебных мин. Другая же часть наблюдателей полагает, что рыбаки всегда прорываются в район учений, хоть натовских, хоть российских. Вспомним, в феврале Северный флот вытеснял иностранную посудину из района стратегической командно-штабной тренировки. В общем, как бы там ни было, а немецкая субмарина оказалась в трале «Марии Елены». По сообщению датских морских спасательных служб, растиражированных в СМИ, сети не выдержали усилий субмарины и порвались. Однако подлодке пришлось всплыть, чтобы осмотреться и освободиться от пут. Датчане капитально трухнули. У них в памяти еще не стерся случай, когда в марте 1984 года датский же траулер в этом же районе был потоплен запутавшейся в сетях немецкой субмариной. Тогда погибли трое. В этот раз счастье рыбакам улыбнулось.

Максим СТЕПАНОВ