Корабельная сторона
Номер от 3 мая 2004 г.

Невезучий «Trafalgar»
Неприятности так и сыплются на эту британскую субмарину

HMS «Trafalgar» S107 - головная в серии многоцелевых атомных подводных лодок - названа в честь мыса, у которого знаменитый адмирал Нельсон одержал победу над франко-испанской эскадрой. Только вот подлодку преследуют напасти.

ЕЩЕ В КОНЦЕ апреля британские СМИ рассказали о том, что одиннадцать моряков подводной лодки отказались выходить в море. По данным газеты «The Daily Mirror», моряки были крайне обеспокоены

270-ю неполадками, якобы обнаруженными на лодке. Разговор шел об атомном реакторе, системе аварийной эвакуации экипажа, а также о системах жизнеобеспечения корабля. Сообщалось, что на лодке за последние несколько дней было зафиксировано уже две утечки газа.

Нежелание моряков выходить в море некоторыми средствами массмедиа было расценено как настоящий бунт. При этом указывалось, что в числе бунтующих было три офицера, отвечающих за безопасность субмарины. Кроме того, по меньшей мере, еще шестьдесят членов экипажа тем или иным образом выразили свою обеспокоенность безопасностью несения службы.

Все это можно было бы посчитать капризностью британских моряков, если бы не ряд предшествующих событий. «Корабельная сторона» в свое время рассказывала, что 7 ноября 2002 года «Трафальгар», на борту которой находились ракеты «Томагавк», принимала участие в учениях в районе североатлантического острова Скай. На глубине около пятидесяти метров субмарина со 130 членами экипажа на борту ощутила сильный удар от столкновения с подводной каменной грядой. В результате пострадали два члена экипажа. Корпус ПЛА получил повреждения, однако остался целым. Экипаж осмотрелся в отсеках и установил, что ядерный реактор невредим и угрозы для окружающей среды и самого экипажа не представляет. После этого «Трафальгар» своим ходом в надводном положении пришла на базу. Ремонт лодки обошелся в 60 миллионов фунтов стерлингов.

Еще двумя годами ранее, 19 мая 2000 года, на однокласснице «Трафальгара» HMS «Tireless» S88 из-за конструктивных ошибок в системе охлаждения реактора произошел сброс радиоактивных вод в Средиземное море. После того инцидента все лодки класса «Trafalgar» прошли ремонтные работы, поскольку все они, включая и сам «Трафальгар», имели подобные конструктивные недоработки.

Весной нынешнего года заговорили о новых неполадках на S107. Командование Королевских военно-морских сил разрешило «бунтарям» сойти на берег и заменило моряков другими. После этого подлодка вышла в море, где провела испытание всех систем, которые считались аварийными. По словам представителей командования, в результате испытаний было установлено, что большинства из неполадок, о которых моряки доложили своему начальству, на самом деле не было. В частности, ядерный реактор подлодки был признан абсолютно безопасным и работоспособным. Как отметил представитель флота, никакого бунта на лодке не было, никаких взысканий к членам экипажа применено не будет. Они не отказывались выполнять команды, но сообщили о замеченных, по их мнению, неполадках в установленном порядке.

Впрочем, подобные сюжеты все же заставят британских морских лордов задуматься о сокращении сроков службы «Трафальгаров», которые имеют уже достаточно почтенный возраст.

Максим СТЕПАНОВ