Корабельная сторона
Номер от 20 апреля 2004 г.

Глазами, полными восторга
Кому полярная драма, а кому звездный час

О причине, обстоятельствах и счастливой развязке так называемой «челюскинской эпопеи» мы подробно рассказывали в публикации «Корабельной стороны» за 30 марта. Называлась она «А детей потом называли Оюшминалями...».

ТАМ ЖЕ мы упомянули о том, что участников той неудавшейся арктической экспедиции почитали... за национальных героев и встречали соответствующим образом.

«Челюскинцы» группами и порознь тогда объездили чуть ли не всю страну и, как говорится, сидели не только в столичных президиумах. Были у них и поездки по ударным новостройкам тех лет, то есть туда, где требовалось поддержать созидательную волну энтузиазма. Для большинства «челюскинцев» это время стало их звездным часом.

Нашлась и фотография, свидетельствующая о приезде Шмидта в Северодвинск, тогда молодой поселок судостроителей, что вырос в Никольском рукаве устья Северной Двины. Впрочем, в большей степени это фото свидетельствует даже не об этом, а о той праздничной атмосфере, которая сопутствовала этому событию. Здесь присутствуют такие знаковые ее признаки: трибуна, с которой держит речь Отто Юльевич, праздничные аншлаги или плакаты на фасаде здания и, разумеется, парадный строй первых молотовских (судостроевских) физкультурников, кстати, с характерными спортивными прическами того периода. Впоследствии их шутливо называли - «под Котовского»...

Любопытно, конечно, узнать, о чем говорил Отто Юльевич (отыскать бы стенограмму!), любопытно, какое впечатление произвел неистовый академик на тогдашнюю «северодвинскую» публику. Как здорово было бы послушать других участников этого митинга! Вот только остались ли такие?! Хотя бы тот мальчишка, которого мы видим в левой части снимка. Верно, ему пришлось приложить определенную смекалку, чтобы пробраться на трибуну, вплотную к ее центру, чтобы затем глазами, полными восторга, смотреть на оратора...

И было это 23 июня 1937 года, через 33 дня после покорения Северного полюса нашими летчиками и без одного дня за четыре года до великой войны.

Олег ХИМАНЫЧ