Отъезжающих напутствовал сам директор завода Евгений Егоров
Рассказывает Панов Леонид Александрович - участник строительства первой отечественной АПЛ «Ленинский комсомол» и последующих атомных кораблей первого и второго поколений, бригадир слесарей-монтажников, испытатель кораблей, кавалер орденов Ленина и «Знак Почета». С 1990 года - на пенсии.ТАК уж получилось, что к сорок второму я оказался причастным с того времени, когда и цеха-то как такового еще не было. Весной 1954 года меня неожиданно вызвали к директору завода. К тому времени я уже был бригадиром слесарей-монтажников. С директором в цехе доводилось встречаться, но в его кабинете не бывал ни разу. Шел туда и ломал голову: по какому такому поводу мог понадобиться столь высокому начальству. В директорской приемной я оказался не один, там уже находился Николай Васильевич Боговой, которого я знал еще по работе на эсминцах и крейсерах, а также и несколько знакомых монтажников. Зачем пригласили, тоже никто не знал. Директорское напутствие оказалось коротким:- Все вы направляетесь в командировку для выполнения ответственного задания, - сказал Евгений Павлович, - поедете в город Малоярославец Калужской области. Остальное вам расскажут и покажут на месте. Скажу сразу - не пожалеете. А вот он, - закончил Евгений Павлович, указав на Богового, - будет вашим начальником.В то время город Обнинск еще не был так известен, как ныне. А там уже действовала первая в мире атомная электростанция. И там же на ее территории создавался стенд в натуральную величину, имитирующий действующие пароэнергетические отсеки подводной лодки. На нем в обстановке большой секретности должны были проходить подготовку экипажи атомоходов и заводские специалисты.Нам как раз и предстояло пройти такое обучение. Но оказалось, что до учебы пока было далеко. Стенд не действовал. Еще устанавливались механизмы, и только-только начинался монтаж. И приехавших сразу же попросили помочь выполнить эту работу. Из нас организовалась бригада во главе с Дмитрием Фроловым, самым опытным монтажником, который сделал меня своей правой рукой. В бригаду вошли и другие ребята из приехавшей восьмерки: Василий Ажгибков, Геннадий Терехов, Иван Стрючков, Леонид Цыварев и Геннадий Баранов.Нам довелось заниматься припиловкой фундаментов, а также выполнить монтаж систем машинного отделения, а потом и участвовать в проведении стендовых испытаний. Все это оказалось длительной, кропотливой работой. Помню, что для изоляции труб паровых систем изолировщиц с завода к нам прислали только в марте 1956 года.После окончания изоляционных работ мы принимали первый пар от парогенераторов к маневровым клапанам (громадные маховики). И тут столкнулись с неприятной неожиданностью. Не поднимался вакуум в главном конденсаторе, хотя все нужные в этом случае насосы работали исправно. Причину вскоре обнаружили. Она оказалась в неисправности так называемых конденсатоотводчиков. Фролов, поразмыслив, решил, что дефект можно исправить пайкой. Паять я умел неплохо, о чем знал и бригадир. Мне, стало быть, и досталась эта работа. В памяти о тех событиях осталась благодарность начальства да еще сознание того, что я в числе первых принимал пар от атомной установки.Все было новое, все было впервые. Неудивительно, что случались и более крупные неприятности. Однажды лопнул многослойный сильфонный компенсатор. Всю пароэнергетическую установку надо было выводить. Сильфон, конечно, заменили, но работать пришлось в сложных условиях. Обгорала изоляция на трубах, помещение оказалось задымленным. Все удалось сделать очень быстро благодаря смекалке и изобретательности Дмитрия Фролова. После этого к нам в турбинный отсек лично пожаловал сам академик Александров. Там кроме меня и Фролова нес вахту еще Леонид Цыварев. Анатолий Петрович пожал каждому руку, сердечно поблагодарил за устранение аварии.Пробыв в командировке без малого три года, возвратились домой. Теперь мы уже были работниками экспериментального цеха 42. И занимались постройкой заказа № 254, так назывался головной корабль проекта 627, впоследствии получивший имя «Ленинский комсомол». Корпус к тому времени был готов, и нам предстояло насытить его сложнейшим оборудованием. Поначалу даже не верилось, как можно разместить в отсеке такое огромное количество механизмов, арматуры и труб. Были и особенности, с которыми монтажникам не приходилось сталкиваться ранее. Например, трассировку труб пара требовалось выполнять с уклоном 1:10. Чертежей по размещению всех кабельных трасс, приборов, мелкого оборудования поначалу не было. Они находились только в голове хозяина отсека (так именуется неофициальная должность конструктора, курирующего эту работу. - Ред.). Запомнилось, как ленинградец Стирманов вместе со мной перевешивал клапана вспомогательного пара, находя для них подходящее место. От них зависели многие другие параметры для рационального размещения аппаратуры и трубопроводов.Сроки монтажа были очень жесткими. Не один месяц работали сверхурочно каждый день по 2-3 часа и почти без выходных.Память сохранила и период ходовых испытаний. Запомнился суточный режим полного хода. В машинном отсеке четко слышно, как работают механизмы и вентиляторы, как ведут себя при предельной нагрузке холодильная машина и испарительная установка. Время от времени прослушиваем «слухачом» подшипники и постоянно прислушиваемся к тому, как в буквальном смысле поет турбина. Но надолго отвлекаться нельзя. Мы стоим на маневровых клапанах, держим давление пара и нужные обороты на винт. Тут же работают специалисты испытательной партии: ученые, конструкторы, работники ОТК. Они также следят за работой механизмов и каждый час снимают показания приборов... Картина незабываемая.На борту лодки во время контрольного выхода находились представители науки во главе с Анатолием Петровичем Александровым, множество адмиралов и других высокопоставленных лиц, которых мне, старшине машинной вахты и маневровщику, довелось «прокатить с ветерком». И в надводном, и подводном положении на винт давали полные обороты...Через четверть века после создания первой в стране атомной подводной лодки мы, как непосредственные участники постройки, испытаний и сдачи этого первенца, всей бригадой присутствовали на торжествах по случаю такого юбилея.День 22 сентября 1983 года выдался теплым и солнечным. Собравшихся на площади у проходной цеха 42 было столько, что, как говорится, яблоку некуда упасть. Символично и очень правильно, что открыть памятник кораблестроителям и перерезать ленточку предоставили академику Александрову. Он по праву считается главным создателем атомных реакторов для подводных лодок. Радовало и то, что на празднике присутствовало много людей в военной форме. Вспомнилось, как во время заводских и государственных испытаний моряки рука об руку с нами несли свою нелегкую службу.
Леонид ПАНОВ, бывший бригадир слесарей-монтажников Севмаша
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!