Корабельная сторона
Номер от 20 апреля 2004 г.

Золотые: «рыбка», руки, люди, юбилей...
Уникальному цеху 42 Севмашпредприятия - 50 лет

Мало кто из ныне работающих на Севмаше знает, что изначально цех 42 проектировался совсем с иными целями. О массовом строительстве подлодок в стране, тем более с принципиально новыми энергетическими установками, проектанты и архитекторы завода № 402 и не помышляли, по их замыслу

42-й, а тогда механический цех № 3, создавался как производство артиллерийских башенных установок крупных надводных кораблей.

БЫЛ уже выполнен большой объем работ нулевого цикла, изготовлены фундаменты и конструкции под специальное оборудование, когда линкоры и артиллерийские крейсера стали стремительно терять свой боевой удельный вес в океане.

С решением о строительстве в Северодвинске первой советской атомной подлодки, по сути, началась и новая история цеха - его решили перепрофилировать в особое стапельно-сборочное производство.

В связи с этим сразу же возникли и специфические вопросы, которые естественным образом увязывались с обеспечением ядерной, радиационной безопасности и, конечно, секретностью. Это уже потом возникло его официальное определение - опытно-промышленный судостроительный комплекс, а первое время цех 42 в восприятии представал «особенно закрытым производством», где на основе последних достижений науки и самых передовых технологий создаются новейшие подводные корабли.

Кстати, по количеству построенных кораблей 42-й значительно уступает главным цехам Севмаша - 50-му и 55-му. Но в том-то и дело, что к «массовости» здесь изначально не стремились, производя, если так можно сказать, «штучный товар». Но какой! Самые первые атомные лодки (проект 627) строились здесь, первая атомная подлодка с ЖМТ также вышла отсюда, первая АПЛ с корпусом из титанового сплава, знаменитая «золотая рыбка» (проект 661), уникальные атомоходы 705-го проекта, боевой рекордсмен-покоритель глубин «Комсомолец» - все это создавалось на стапелях 42-го.

Впоследствии, даже в губительные для нашего кораблестроения времена ельцинских «реформ», труженики цеха 42 создавали если не передовую, то уж точно необычную продукцию, как, скажем, первый в стране экскурсионный подводный аппарат «Нептун». А в нынешнюю эпоху утилизации нашего подводного флота 42-й принял уникальные «заказы» - подлодки, которые в свое время создавал. Это и АПЛ 705-го проекта, и «золотая рыбка», ставшая к последнему причалу...

Разумеется, такое передовое производство требовало и требует высочайшей квалификации людей. Поэтому не будет преувеличением сказать, что 42-й вбирал в свой кадровый круг практически самых лучших специалистов отечественной науки и кораблестроительной отрасли.

Упустим имена светил Академии наук СССР и РАН, это десятки звучных, известных всей стране фамилий, назовем тех, кто в разные годы руководил 42-м: П.В. Гололобов, А.В. Рынкович, Н.И. Кузнецов, Е.В. Слепов, В.А. Ефремов, В.Г. Беспалов, и посожалеем, что «списочный состав» по-настоящему заслуженных тружеников цеха в измерении минувших 50 лет просто не уместится на страницах газеты...

Мне, к слову, огорчительно и не совсем понятно, отчего за последние хотя бы 10-15 лет никому на Севмаше не пришло в голову написать доступным русским языком по возможности полную историю уникального производства цеха 42 и его людей. И причина здесь, как мне видится, вовсе не в секретности того, что они делали, а в том, что о людях, по нашей не лучшей национальной привычке, мы вспоминаем лишь к юбилеям, впопыхах и для отчета.

Сегодня мы публикуем воспоминания одного из известных работников цеха 42, который начинал «атомную подводную эпопею» в нашей стране. Это всего лишь маленькая частичка богатейшей летописи производства, которое 23 апреля отметит свой полувековой юбилей.

Олег ХИМАНЫЧ