Корабельная сторона
Номер от 20 апреля 2004 г.

Идея начинает воплощаться
Схему объединения разработает ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова

Как стало известно, конкурс Министерства промышленности, науки и технологий РФ на разработку схемы создания объединенной структуры крупнотоннажного надводного судостроения выиграло ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова».

ОПРЕДЕЛЕНО, что центром холдинга станет Санкт-Петербург. Проработки по структуре новообразования крыловцы должны представить правительству к концу текущего года. За это им заплатят 2 миллиона рублей. Кроме того, ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова разработает новые стандарты и нормативно-техническую документацию, технологическую базу проектов по гособоронзаказу.

О необходимости объединения предприятий судостроительной отрасли «Корабельная сторона» рассказывала уже неод-нократно. Рассматривались различные варианты, приводились экспертные оценки, строились прогнозы. На сегодняшний день можно говорить, что подвижки идут очень аккуратно, без излишней торопливости. Вместе с тем официально не озвучено решение главной коллизии - как подчинить государственным интересам интересы частных владельцев «Северной верфи» и Балтийского завода. Ряд наблюдателей предполагали, что возможна даже национализация верфей. Другие полагали, что будет разъединено управление активами и производственная деятельность предприятий. Последнее замечание, на наш взгляд, наиболее рационально. Во всяком случае, сегодня в России наблюдается тенденция, когда предприятия, работающие на оборону, не меняя формы собственности, выполняют госзаказ и сохраняют номенклатуру выпускаемой продукции, не особо спрашивая при этом мнения своих хозяев. И сами хозяева уже не могут произвольно менять что-либо в оборонной составляющей своего бизнеса.

Новый питерский проект, как приводит «Деловой Петербург», будет представлять собой схему объединения в одну подконтрольную государству структуру всех участников работ по созданию крупнотоннажных судов. По мнению Валентина Пашина, директора ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, «в состав единой структуры должны войти все типы предприятий, вносящих вклад в создание конкурентоспособной продукции - от технологических разработок, проектирования, строительства и до сервисного обслуживания». Решение, какие именно компании войдут в холдинг, замечает «Деловой Петербург», еще не принято.

Владимир ВОЛОДИН