И готовы идти дальше... негосударственным фарватеромИ готовы идти дальше... негосударственным фарватером
Морским лоцманам России, работающим вне государственных организаций удалось-таки одержать победу в затяжном конфликте с... государством.ВКРАТЦЕ напомним суть этой спорной ситуации. В июле 2001 года деятельность частных «судовых проводников» в четырех ключевых портах: Санкт-Петербурге, Новороссийске, Калининграде и Мурманске была запрещена. За такое решение ратовало правительство, которое своим постановлением №538 велело частным лоцманам в четырех упомянутых главных гаванях страны перейти на казенную службу. Госчиновники обосновывали это решение тем, что частный лоцман тратит деньги только на свой катер, однако при этом, осуществляя свою профессиональную деятельность, бесплатно пользуется портовыми маяками, а также другими навигационными сооружениями, в целом инфраструктурой, которая содержится за счет государства. В итоге же переход «частников» на государственную службу означал для лоцманов ощутимую потерю в зарплате - в четыре-пять раз. Три года назад именно это обстоятельство спровоцировало трехдневную забастовку судоводителей. В результате ее в августе 2001 года работа портов Петербурга и Калининграда была полностью остановлена, а убытки грузовладельцев и стивидорных компаний исчислялись десятками миллионов долларов. В Петербурге 7 августа 2001 года около ста торговых судов застряло у причалов, а более 50 транспортов замерло и у Кронштадтского приемного буя, откуда начинается портовый морской канал. В Калининграде в тот день из 20 судов бастующие лоцманы вывели лишь одно - с больным на борту.Однако стачку все же удалось подавить испытанным приемом «штрейкбрехерства»: в охваченные забастовкой порты были спешно направлены лоцманы со всей страны. После этого рядовым членам лоцманских объединений ничего не оставалось, как перейти на работу в соответствующие государственные структуры. Но руководство Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга продолжило юридическую борьбу за общее дело.И вот в самом ближайшем будущем частники, состоящие в Ассоциации морских лоцманов России, смогут вновь работать в этих стратегических для страны гаванях. 6 апреля по иску ассоциации Конституционный суд признал пункт 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) России, а также постановление правительства №538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» противоречащими Основному закону страны.По мнению конституционных судей, пункт КТМ о том, что «негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут создаваться лишь с учетом особенностей, определяемых постановлением РФ, и действовать лишь в тех портах, которые устанавливаются правительством РФ», является «неопределенным и необоснованным».К слову, дело портовых судоводителей рассматривалось в связи с жалобой Ассоциации морских лоцманов России и Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга, и ранее морские лоцманы уже обращались с этим делом в Верховный суд, который их жалобу не удовлетворил.В «Росморпорте» - агентстве, которое управляет государственными активами в морских портах России, в том числе и государственными лоцманскими службами, уже заявили, что не видят ничего страшного в возвращении «параллельных» частных лоцманских объединений в четыре спорные гавани. Правда, есть одно очень важное обстоятельство, которое уже в самом ближайшем будущем может свести на нет решение Конституционного суда. «Росморпорт» намерен инициировать снижение ставок оплаты лоцманских услуг в этих портах. Такое решение практически лишает судебную победу частников экономического смысла.И для справки... По информации «Росморпорта», сейчас в основных портах России работают либо государственные, либо частные лоцманские службы. Случаев «параллельного» их сосуществования практически нет. Из 44 морских портов страны 16 обслуживаются только «казенными» лоцманами, а 28 — только частниками. В целом руководители государственных стуктур допускают, что, например, в такой крупной гавани, как Петербург, смогут одновременно работать две лоцманские службы, но опасается, что это приведет к переманиванию квалифицированных кадров из госструктуры в частную. И уж на этот счет «Росморпорт» уже приготовил «противоядие». Некоторое время назад его специалисты обследовали уровень тарифов в четырех спорных портах и пришли к выводу, что тарифы завышены. Сейчас годовой объем лоцманских сборов в Санкт-Петербурге, например, оценивается в 7—10 млн долл., и именно эти деньги побуждают частных лоцманов отстаивать свои права. «Росморпорт» намеревается в скором времени выступить с инициативой о снижении этих тарифов с целью, как сказал наш собеседник, «увеличения привлекательности российских портов для иностранных судов».Президент Союза российских судовладельцев Михаил Романовский также заявил о том, что ключевым фактором является не само по себе присутствие или отсутствие частных лоцманов в главных портах России, а уровень тарифов на их услуги, хотя и оговорился, что не имеет ничего против частников при условии, что их тарифы, а также уровень их квалификации останутся под жестким контролем государственных структур.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!