Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 апреля 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 апреля 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Витязи» не только воевали

Версия для печатиОтправить статью другу
Исполнилось 55 лет первому рейсу первого советского крупнотоннажного научно-исследовательского судна

Мало кто из людей старшего поколения не знает, что именно «Витязю» суждено было стать своеобразным символом советского научного флота, олицетворением целой эпохи в отечественной океанологии.

СЕЙЧАС судно стоит у причала практически в центре Калининграда и принимает посетителей Музея Мирового океана. Экспозиции «Витязя» рассказывают о различных этапах в истории этого знаменитого судна. В Калининграде сегодня живет участник того первого рейса К.В. Морошкин - океанолог, бывший директор Атлантического отделения Института океанологии АН СССР, ставший опытным организатором океанских научных экспедиций.

Вкратце судьба «Витязя» такова... Немецкое судно «Марс», 1939 года постройки, передали Советскому Союзу по репарациям после Второй мировой войны. Сравнительно новый, избежавший крупных повреждений сухогруз поступил в распоряжение Института океанологии АН СССР. О собственном судне ученые мечтали давно и имя ему - «Витязь» - дали в память о «тезках» - легендарных русских корветах XIX века.

В середине XX века на карте Мирового океана все еще можно было начертать «Terra Incognita». Чтобы подготовить «Витязь» для научно-исследовательских рейсов, его отправили в немецкий Висмар. Переоборудование судна продолжалось два года. Во внутренних помещениях разместили четырнадцать научных лабораторий, судно оснастили специальными приборами и механизмами: глубоководными лебедками, тралами, драгами, грунтовыми трубками. Было решено, что экспедиции «Витязя» будут комплексными, в каждом плавании совмещая наблюдения, измерения и сборы по всем океанографическим дисциплинам: физике, химии, биологии и геологии океана.

«Витязь» создавали с необыкновенной уверенностью в его счастливой судьбе. Контроль за работами осуществлял опытный штурман, океанолог Г.П. Иванов-Францкевич. В 1947 году он, в частности, писал: «После переоборудования «Витязь» станет лучшим экспедиционным судном в мире. Ни «Метеор», ни «Дискавери II», ни «Атлантис» (известные научные суда зарубежных стран того времени. - Прим. ред.) не смогут пойти ни в какое сравнение с ним. «Витязь» будет гордостью нашего морского флота!»

В свой первый рейс «Витязь» вышел из Одессы 13 апреля 1949 года. В этом рейсе молодыми чувствовали себя все. Новое судно, новые приборы, отсутствие опыта работы в комплексных экспедициях на больших глубинах - в этих условиях учиться пришлось даже руководству.

Главной задачей, стоявшей перед начальником экспедиции гидрохимиком С.В. Бруевичем и капитаном И.П. Овчинниковым, было испытание научного оборудования и ходовой части «Витязя». Рейс проходил в западной и центральной частях Черного моря. Судовые механизмы работали отлично. Гораздо труднее шло освоение новой техники. В приборах обнаруживались конструктивные недочеты, случалось, спущенные за борт батометры и драги обрывались, или же их тросы перепутывались друг с другом, грунтовые трубки «намертво втыкались в дно», и «Витязь» оказывался на своеобразном якоре. Однако приподнятое настроение научной группы и экипажа было невозможно испортить - сбывалась мечта. Правда, общего восторга не разделял капитан И.П. Овчинников. Опытный судоводитель, вложивший много сил в организацию этого рейса, был разочарован «возней с приборами» и после возвращения «Витязя» в Одессу перешел «капитанить» на грузовое судно.

Первый рейс «Витязя» продолжался всего двенадцать дней, но у него были свои научные результаты. Ученые обнаружили прослойки соленой воды в донных осадках, с помощью эхолота нашли подводное продолжение русла Дуная, получили интересные факты в области биологии, химии и гидрологии. В мае 1949 года «Витязь» ушел с Черного моря во Владивосток, на долгие годы ставший для него портом постоянной приписки.

Впоследствии судно обрело необыкновенную известность. За тридцатью годами экспедиций в Мировом океане затем, к сожалению, последовало одиннадцать лет забвения, из которого он вышел благодаря настойчивости и энтузиазму членов клуба друзей «Витязя». Решение о создании на «Витязе» музея было принято 12 апреля 1990 года. Если бы Совет Министров РСФСР сделал это на день позже, у нас появился бы лишний повод поговорить о мистических совпадениях.

Леонид БИРЮКОВ, Калининград



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Юбилейный старт Соловецкой регаты  |
Происшествия   SOS прошлой недели  |  «Стреляет» медуза-убийца  |
Мир   Вторжение головоногих  |  Тихо плыть через Тихий  |  Золотые: «рыбка», руки, люди, юбилей...  |  Информация с верфей  |  Военное обозрение  |  Китайские секреты известны Интерфаксу  |
Северодвинск   Свято место... генерального  |  Вечная тема погоды  |
Россия   Треска в обелиске  |  У матросов есть вопросы  |  Глазами, полными восторга  |  И горечь поражений нужно помнить  |  На морских широтах  |  На татами в честь подводника  |  Причины банальны: воровство и окурки  |  Считаем контрабанду тоннами  |  Убийство на «Беспокойном»  |  Поймали сига и... глухаря  |  Секретная командировка в Малоярославец  |  Идея начинает воплощаться  |  Короткие деньги Балтийского завода  |  Снова да ладом  |  Русские лоцманы выиграли суд...  |  Чудесное воскрешение «Дальзавода»  |  Рыбацкий меридиан  |  Новости Мурмана  |  Юбилей МАПА  |  На помощь Кузнечевскому ветерану  |  Судьба как море...  |  С оценкой «хорошо»  |  «Витязи» не только воевали  |  Нарьян-Мар - «Нарьян-Мару»  |  У всех на устах  |  А тропы... уплыли в море  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2004
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com