Корабельная сторона
Номер от 13 апреля 2004 г.

У матросов есть вопросы
Русские изобрели танкеры

«Где-то прочитал о том, что наша Россия считается родиной наливных судов-теплоходов. Нельзя ли узнать об этом моменте в русском кораблестроении подробнее? Александр АКИМОВ».

Действительно, первые наливные суда, то есть транспорты для перевозки жидких грузов, оснащенные двигателем внутреннего сгорания, были построены в России. Точнее сказать, это были речные танкеры-теплоходы. А история создания первого из них такова.

В 1903 году «Товарищество братьев Нобель» построило для своих нужд три металлические баржи длиной более 74 метров и шириной 9,5 метра каждая. Назывались они «Вандал», «Сармат» и «Скиф». Предназначались баржи для перевозки нефти от Рыбинска до Петербурга. Прочность корпусов давала им возможность плавать и по Онежскому, и по Ладожскому озерам.

Баржу «Вандал» отбуксировали затем в Петербург и там на ней установили три трехцилиндровых четырехтактных компрессорных нереверсивных двигателя мощностью по 120 л.с. каждый. Для передачи их мощности к винтам впервые была применена электропередача. Это техническое новшество обеспечило судну еще и задний ход. Теперь «Вандал» при грузоподъемности 820 тонн развивал скорость 13 километров в час. Отметим также, что в Западной Европе и США электродвижение на флоте нашло применение лишь через два десятка лет после этого.