Корабельная сторона
Номер от 13 апреля 2004 г.

Старушку «Имандру» отправили в утиль
Не от хорошей жизни на Севмаше резали на металл архангельские суда

История этого, на первый взгляд обычного, фотоснимка заслуживает предисловия... В самом начале девяностых годов Севмашпредприятие попало в очень сложную экономическую ситуацию - не было заказов. А раз нет заказов, то многие производства оказались в простое. Естественно, в ту пору северодвинцы искали и брались за любую работу, порой, как говорится, не по основному профилю.

И ВОТ однажды на акватории завода появилась целая флотилия потрепанных жизнью и... мародерами судов: несколько портовых буксиров, бункеровщиков и небольших катеров, а еще очень старый германский пароходик «Яна». Оказалось, что северодвинцы купили этот, образно говоря, плавающий хлам у архангельского порта, чтобы уже здесь, на заводе, разделать суда на металл. Ломать - не строить, и работа эта была невесть какая и сложная, но все-таки деньги. Вот тогда фотограф Сергей Поздеев и сделал этот снимок на глубоководной набережной Севмаша, где у причала временно приютились три судна, каждое из которых как бы представляло отдельную эпоху в истории портового флота Архангельска. Конечно, корабелы, проходившие мимо, в подавляющем большинстве не обращали внимания на эту случайно сложившуюся картину, хотя прокомментировать ее, как мне кажется, стоит...

Самым «молодым» из обреченных судов был портовый кантовщик «Север», он и по сегодняшним меркам выглядит современным - такие буксиры стали поступать к портовикам в семидесятых. Но говорят, подвела «Север» его машина - уж больно часто случались в ней поломки. Тогда, от греха подальше, от буксира отказались.

«Сверловщик» (тот, что справа) - это из племени очень мореходных трудяг-пароходов, которые на акватории советских портов буквально совершили революцию, обновив в пятидесятые годы ветхий и разбитый войной буксирный флот. Спрос на них был настолько велик, что, к слову, водники Севмашпредприятия в свое время стояли в очереди на получение такого парохода с ленинградских верфей, а потом и сами решили построить себе такой. Построили, назвали «Молотовцем», хотя вскоре пришлось переименовывать в «Северодвинца»...

Но самого большого внимания в этой троице, на мой взгляд, заслуживает третье судно, или даже суденышко, - крайний слева катерок. Эта знаменитейшая «Имандра», которая отработала в архангельском порту, если мне не изменяет память, чуть ли с 1914 года! Вот уж действительно трудяга-долгожитель. Но в девяностые, к сожалению, было не до исторических сантиментов. Если брежневские семидесятые называли временем застоя, то ельцинские девяностые нарекли временем простоев. Иными словами, все суда Архангельского портофлота северодвинцы тогда разделали в утиль в считанные недели...

А старенькую «Имандру» мне и сегодня очень жаль.

Олег ХИМАНЫЧ