Корабельная сторона
Номер от 13 апреля 2004 г.

108 минут, которые потрясли мир,
или Каким запомнилось начало новой эры человечества

Северодвинца Николая Павловича Мироненко раннее утро 12 апреля 1961 года застало на занятиях в учебном отряде Североморска.

- В РАДИОКЛАССЕ мы, группа корабельных связистов, отрабатывали задачи на прием, - рассказал он. - Едва настроили аппаратуру, как заходит взволнованный офицер из штаба и дает одну на всех установку: в таком-то диапазоне срочно принять сообщение, а тому, кто справится первым, - 10 суток отпуска...

Двое нас было, кому в тот день подфартило. Слышимость была очень плохой, но через помехи пробились и записали. Честно говоря, сначала ничего не поняли, а потом, когда нам пояснили, что это сигналы из космоса, то-то было радости!

- Вроде бы давняя история, а день тот крепко запал, - подытожил Николай Павлович и тут же продемонстрировал недюжинные способности своей профессиональной памяти и выучки: - Позывные с «Востока» я и мои товарищи искали в диапазоне коротких волн 9,019 и 20,006, а в диапазоне УКВ - 143,625 мегагерца...

Еще один северодвинец, и тоже бывший североморец, Александр Владимирович Сергеев сообщил нам, что к полету Гагарина он лично, как и эсминец «Огненный», на котором он служил (к слову, корабль северодвинской постройки), имеет отношение. И хотя связь была, как выяснилось, косвенная, все же ветеран гордится ею. А происходило следующее...

В начале апреля «Огненный» отправился в море. В общем-то, обычный выход, если не считать того, что за несколько часов до отхода на борт явились несколько офицеров-специалистов - все по радиотехнической части. В сплаванном экипаже, где всякий новый человек на виду, сразу обратили на них внимание. Со слов Александра Владимировича, общались незнакомцы исключительно со старшими офицерами корабля и почти круглосуточно дежурили в радиорубке, где имелся новейший по тем временам комплекс радиосвязи. Кстати, его на «Огненный» поставили в том же Северодвинске, где корабль проходил модернизацию. И только по возвращении на базу морякам объявили, что их экипаж обеспечивал слежение за космическим аппаратом «Восток» и связь с ним на случай аварии. Конечно, в ту пору такие задачи относились к разряду секретных...

Любопытным образом запечатлелся день 12 апреля 1961 года и в памяти моряков-архангелогородцев, которые участвовали в 6-й Советской антарктической экспедиции. Вот, что рассказывал водолаз Николай Михайлович Тюриков, находившийся на борту дизель-электрохода «Обь», который, к слову, уже возвращался от берегов ледового континента и находился в водах Гвинейского залива...

«Судно, шедшее прямым генеральным курсом, вдруг неожиданно для всех нас сначала застопорило ход посреди океана, а затем стало ходить какими-то непонятными галсами. Мы ломали головы: с чего бы?! Поинтересовались у штурманов. Их ответ: ведем поисково-разведочные работы...

Еще через пару дней встретили теплоходы Черноморского пароходства «Ворошилов» и «Краснодар», а потом и балтийский теплоход «Долинск». Все они, как оказалось, также «бороздили непонятным образом» простор океана. Впоследствии это дало повод слухам о том, что Юрий Гагарин вовсе не был первым в космосе... А пока мы продолжали уже вчетвером ходить зигзагами по принципу «иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что».

Честно говоря, постепенно такое, как бы бесцельное, хождение, стало нервировать команду и членов экспедиции. Стояли теплые и тихие дни, мы загорали, купались в бассейне, который оборудовали прямо на палубе, ловили самодельными снастями макрель с борта и даже акул, но весь этот «курорт» скоро надоел - нестерпимо хотелось домой после долгой командировки в Антарктиду.

И вот 12 апреля загремели все судовые динамики: «В космосе - граждане Союза Советских Социалистических Республик Юрий Алексеевич Гагарин!» Только тогда мы и узнали причину наших блужданий: мало ли, куда мог приземлиться (или приводниться) первый космонавт, и потому его ждали везде - и на суше, и на море. Мы были горды тем, что и нам довелось участвовать, хотя и косвенно, в этом событии.

В середине мая «Обь» пришла в Ленинград. Нас встречали с оркестром. Среди тех, кто был на причале, были государственные и партийные руководители высокого ранга, представители общественности, моряки с соседних судов, курсанты училищ. И хотя мы понимали, что эта торжественная встреча имеет к нам отношение как к участникам успешно завершенной экспедиции в Антарктиду, в глубине души мы таили мысль, что в громе аплодисментов слышится еще и признание за небольшое участие в историческом эксперименте, каким явился первый полет человека в космос...»

А в моей памяти, тогда семилетнего мальчишки, Юрий Алексеевич Гагарин впервые запечатлелся очень ярко в связи с неординарным эпизодом.

В апреле 1961-го наша семья оказалась в Ленинграде. Помню, мы с отцом остановились около необычного в те годы магазина под вывеской «Телевизоры». Мы были не единственными - прохожие толпились у витрин, где стояли сразу несколько работающих телеприемников. Как раз транслировали возвращение Гагарина в Москву.

Все и всем было в диковинку: и сами телевизоры, и то, что происходило на экране.

Первый космонавт планеты бодро маршировал по ковровой дорожке от трапа самолета, как я вдруг заметил, что... шнурок на ботинке Гагарина развязался! Страх обуял меня. За героя-космонавта, шагавшего к Хрущеву и членам Государственной комиссии. С ужасом и волнением наблюдал я, как мечется вокруг его ботинка злополучный шнурок, переживал - как бы Гагарин не споткнулся!

Спустя годы, когда я уже работал в киностудии, мне представилась возможность десятки раз прокрутить на монтажном столе ставший сегодня хрестоматийным кадр. И убедиться, что шнурок действительно развязался...

Но вот в тот апрельский день вряд ли кто из взрослых обратил на то внимание. Кругом было всенародное торжество и ликование по поводу 108 минут гагаринского полета! Мы, мальчишки шестидесятых, значение их осознали гораздо позднее.

Олег ХИМАНЫЧ