Корабельная сторона
Номер от 13 апреля 2004 г.

Делим рыбу и полномочия
Из желания победить коррупцию в отрасли контроль над рыбаками распределили по ведомствам

Назначение главой Федерального агентства по рыболовству Станислава Ильясова для многих стало полной неожиданностью. За последние десять лет это десятый руководитель отрасли, причем восемь из них - непрофессионалы. Рыбопромышленники надеялись видеть на этой должности моряка - человека, разбирающегося в проблемах добычи, рыбопереработки, судоремонта.

В ПОСЛЕДНЕЕ время в «главные рыбаки страны» активно продвигали представителя одного из самых «рыбных» регионов - сенатора от Приморского края Олега Кожемяко. Но то ли рыбному ведомству до сих пор аукается руководство Наздратенко, а бывший приморский губернатор мог способствовать повышению земляка, то ли на этот пост изначально предполагалось поставить «непрофильного» руководителя, то ли у премьер-министра были свои планы, - во всяком случае, «рулить» отраслью доверили бывшему федеральному министру по делам Чечни Ильясову.

Сразу после его назначения наблюдатели озаботились расстановкой сил. По сути, размышляет «Страна.Ru», ему предстоит сделать то же, что он проделал с экономикой в Чечне, - создать новый федеральный орган. Создать на основе Госкомрыболовства, но пока не совсем ясно, какие функции будут у новой службы. Так, Федеральная пограничная служба не хочет, чтобы у нее отнимали функции охраны морских рыбных зон и борьбы с браконьерами. Пограничники считают, что только они имеют нужные суда и оборудование, а передача имущества рыбакам приведет только к неразберихе.

«Время новостей» считает, что рыбное ведомство лишится той части полномочий, которая оказывалась постоянным источником скандалов и криминальных историй: распределять квоты на вылов рыбы должен Минсельхоз, которому агентство подчиняется. Следить оно будет за соблюдением законодательства, в том числе бороться с браконьерами в территориальных водах. Как ловить нарушителей - неизвестно, пока у них ни штата, ни техники. Правда, по мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, рыбным запасам России сейчас всерьез угрожает... любительское и спортивное рыболовство. А уж бороться с мирными любителями спиннинга гораздо проще, чем с вооруженными браконьерами.

А вот последние данные с межведомственного совещания по разграничению полномочий. Все рыбные порты страны будут работать под началом Федерального агентства морского и речного транспорта. Для чего транспортникам это понадобилось? Как пишет «Российская газета», «во-первых, право контролировать суда и взимать портовые сборы стоит не один миллиард рублей. Специалисты утверждают, что давняя идея создать единую администрацию всех портов - и торговых, и рыбных - вынашивалась транспортниками еще с начала девяностых годов. Но потому ей ходу не давали, что посягала она на экономические интересы других ведомств.

Во-вторых, унаследованный от Советского Союза административный уклад стал тормозить развитие рыбных портов, поскольку они строили свою работу не по общепринятым морским правилам, а по циркулярам Минсельхоза или Госкомрыболовства. За последнее время к таким портам стал ослабевать интерес иностранных судовладельцев и грузовладельцев: боясь волокиты и поборов, они стали их избегать. И размер портовых сборов тоже стал падать.

Появилась и другая проблема: из-за неразберихи в организации работы судовых экипажей, действий береговых служб стало расти число ЧП со смертельным исходом. Похоже, новое правительство решило поставить здесь точку и привести все порты к единоначалию - так, как практикуется во всем мире.

Впрочем, порты - не единственная потеря рыбаков. Федеральному агентству морского и речного транспорта отошли не только акватории рыбных портов, но и часть имущества госкомитета, все, что связано с перевозкой грузов, погрузочно-разгрузочными работами, обеспечением связи с судами и их безопасного плавания.

К полномочиям Федерального агентства по сельскому хозяйству отнесено управление имуществом, которое используется для промысла и переработки рыбы.

Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору - надзор за использованием водных и биологических ресурсов во внутренних водах России.

Так что ФАР отдали лишь координацию деятельности рыболовецкого флота».

Смысл этих комбинаций, предполагает «РГ», «скорее всего, в том, чтобы взять самую коррупционную, рыбную отрасль под многосторонний контроль государства. Прежде все попытки побороть рыбную мафию сводились к частой замене руководителей Госкомрыболовства, каждый из которых оставался с соблазнами один на один. Теперь внешне все выглядит так, будто рыбная отрасль растаскивается между ведомствами. На самом деле власть пытается установить над рыбаками контроль сразу нескольких ведомств. Теперь, чтобы пролоббировать решение, мафии придется платить всем - что дорого, а эксперты уверяют, что предпринятая мера - временная: если коррупцию удастся победить, рыбному агентству вернут прежний объем полномочий. Ильясову предстоит создать такие экономические механизмы, которые сделали бы махинации просто невыгодными».

Пока наверху расставляют кресла, рыбаки занимаются привычным делом и ждут денег за свой труд. Они настолько привыкли к переменам, что надеются теперь только на себя и на региональные власти.

Кира АБРАМЦЕВА (По материалам печати)