Корабельная сторона
Номер от 13 апреля 2004 г.

Угроза может прийти из Арктики
Бизнесмены могут нанести невосполнимый вред Северному морскому пути

Сегодня Север России играет одну из ключевых ролей в развитии экономики страны. На этой территории располагаются крупнейшие предприятия горнопромышленного, лесопромышленного, рыбопромышленного и нефтегазового комплексов России, а также и главная морская магистраль Арктики - Северный морской путь (СМП).

В ТРАНСПОРТНОЙ системе Российского Севера СМП играет исключительную роль, объединяя в единую транспортную сеть не только морские акватории, но и крупнейшие реки Сибири. Для некоторых районов арктической зоны (скажем, Чукотка, острова арктических морей, побережье Таймырского автономного округа) морской транспорт является единственным средством доставки грузов, а следовательно, и жизнеобеспечения населения. Кроме того, атомные ледоколы обеспечивают здесь бесперебойную транспортировку российской нефти как внутри страны, так и за ее пределы.

Однако в настоящее время тема безопасности и стабильного функционирования СМП неожиданно стала активно обсуждаться в некоторых СМИ. Насколько обоснованны высказываемые всевозможные опасения на этот счет?

Безопасность обеспечена. Пока...

Исторически сложилось, что российский ледокольный флот базировался главным образом в Мурманске, а управляет им ОАО «Мурманское морское пароходство».

Начиная с 1959 года пароходство распоряжается атомным ледокольным флотом, обеспечивая надежное функционирование трассы СМП. А с 1998 года ледокольный флот находится в доверительном управлении Мурманского пароходства. По мнению специалистов, такая форма управления федеральной собственностью на данном этапе является наиболее эффективной и наименее затратной.

В доверительном управлении ОАО «ММП» восемь атомных ледоколов, два дизель-электрических ледокола, шесть судов атомно-технологического обеспечения (АТО) и атомный лихтеровоз «Севморпуть». Из восьми атомоходов на сегодня в эксплуатации находятся пять - «Арктика», «Ямал», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», которые в полной мере удовлетворяют заявки на ледокольные услуги. В ремонте - атомоход «Россия», на котором проводится комплекс работ по продлению ресурса атомной паропроизводящей установки (АППУ). Атомные ледоколы «Сибирь» и «Ленин» в настоящее время выведены из эксплуатации по причине сильной изношенности.

Что касается государственного контроля, то ледокольный флот России - это федеральный стратегический объект, не подлежащий приватизации, который является составной частью национальной арктической транспортной системы. Основное назначение ледоколов - обеспечение надежного и безопасного судоходства на трассах СМП, поддержка жизнеобеспечения населения в отдаленных пунктах побережья и на островах Российской Арктики и безопасности северных морских границ России.

Министерство транспорта России является главным государственным надзорным органом в организации арктического судоходства и определяет приоритеты в работе ледокольного флота. Кроме того, государство имеет блокирующий пакет акций в уставном капитале ОАО «ММП».

Иными словами, объективные данные говорят о том, что в настоящее время атомный ледокольный флот России находится в стабильном рабочем состоянии. А Мурманское морское пароходство выступает надежным гарантом того, что стратегически важные для России атомные суда не будут приватизированы.

А возможно ли это в принципе?

В угоду частным интересам

По мнению специалистов, на сегодня одной из основных проблем работы на трассах СМП являются попытки реорганизации управления ледокольным флотом. Речь идет о попытке вывода судов из доверительного управления Мурманского пароходства и создания специального унитарного предприятия по управлению ледокольным флотом. В настоящее время это предложение не имеет ни одного резонного обоснования, которое было бы подкреплено экономическими или научными проработками. В то же время подобные инициативы все чаще возникают на федеральном уровне.

Кому же выгодно кардинальное изменение отработанной и вполне жизнеспособной системы управления сложнейшим комплексом? Очевидно, речь идет о тех, кто хочет извлечь личную выгоду из возможных изменений. Вместе с тем понятно, что подобные преобразования могут представлять реальную угрозу безопасной эксплуатации атомных ледоколов, безаварийной работе в обращении с ядерным топливом и эффективности использования трассы Северного морского пути.

Теоретически схема действий «новаторов» проста: вывести ледокольный флот из доверительного управления ММП, передать его в созданную государственную структуру - ФГУП, а потом, вследствие экономической несостоятельности новой структуры (а это неизбежно), обанкротить ее. После чего, используя административные рычаги, пролоббировать изменения в законодательстве о приватизации государственного имущества и выкупить интересующие основные фонды обанкроченного предприятия.

Сегодня для многих очевидно, что некоторые нефтяные магнаты имеют реальную возможность лоббировать свои интересы по этому вопросу на федеральном уровне. Камнем же преткновения является именно пароходство, которое в течение длительного времени обеспечивает стабильную работу атомного флота России. Поэтому если не поменять управляющую компанию, то приватизация флота будет невозможна.

Таким образом, преследуя узкопрофильные интересы и располагая реальными рычагами влияния на высоком уровне, заинтересованные бизнесмены могут нанести невосполнимый вред всему Северному морскому пути и свести на нет все положительные достижения последнего времени.

Интересно, доводы какой стороны в итоге окажутся более весомыми?

Валентин АРТЕЕВ (Санкт-Петербург)