Корабельная сторона
Номер от 6 апреля 2004 г.

Чалма вместо бескозырки
Упал, Балван и Упендра учились в Петербурге управлять фрегатом

Индия, как известно, один из главных покупателей продукции российских оборонных верфей. В ожидании достройки и передачи очередного корабля теплолюбивым индийским морякам приходится жить в России. Ситуация северодвинцам очень знакомая. Вот и в Санкт-Петербурге экипаж фрегата «Тришул», построенного на Балтийском заводе, провел в гостях больше полугода. За это время большинство членов команды неплохо освоило русский язык, а некоторые даже успели полюбить Россию.

Казарма и любовь

Все время пребывания в Петербурге экипаж фрегата в полном составе, от командира до кока, всего 252 человека, жил в гостинице недалеко от станции метро «Площадь Мужества». Однако порядки в отеле царили отнюдь не гостиничные. Скорее казарменные. Подъем в 5.30 утра, в 7.15 уже начало занятий. После теоретических занятий - работа на корабле, которая заканчивалась не раньше шести вечера. После трудного дня расслабиться тоже не особенно получалось, так как к отбою весь состав корабля, включая офицеров, должен был вернуться в гостиницу. Распорядок дня не нарушался даже ради жен, приезжавших время от времени навестить своих благоверных. В общем, служба круглые сутки.

За полгода, проведенные в северной столице России, индийские моряки пришли к выводу, что Петербург очень похож на... Бомбей. Их родной город тоже портовый, и живут там доброжелательные, открытые люди. А вот Дели, по их мнению, восточная копия Москвы. Такой же шумный мегаполис, наводненный бизнесменами и чиновниками.

Волосы и кинжал

Большинство членов команды «Тришула» исповедуют индуизм, но есть и приверженцы другой религии — сикхизма. Адептов этой веры узнать очень легко, их главный отличительный признак - чалма. На «Тришуле» сикхов всего четверо, включая командира корабля Чиму. Сикхи примечательны тем, что они никогда не стригут свои волосы, скрывая их от посторонних взглядов чалмой. Кроме того, согласно своей религии сикхи никогда в жизни не должны расставаться с кинжалом. Правда, служащие на фрегате сикхи холодное оружие не носят, считая эту традицию пережитком прошлого.

Больше всего в России морякам «Тришула» не хватало... национальной еды. Две трети индийцев - вегетарианцы. Однако любое блюдо индийской кухни, будь то мясо или овощи, объединяет обилие специй, соусов и приправ, что делает еду очень острой. Поэтому, когда в гостинице приходилось варить пельмени, в воду добавлялось изрядное количество индийских пряностей, без которых еда в рот не лезла. Единственным блюдом, от которого индусы пришли в восторг, стал шашлык. По словам связиста Ракула, за время пребывания в Питере они «съели целую тонну шашлыка».

«Работа с моряками ВМС Индии была сложной и интересной одновременно, — вспоминает переводчик Яна Калинина. — Отдельная история — индийские имена, да простят меня их носители и высокочтимые боги и герои, в честь которых эти имена даны. Разве можно без улыбки здороваться с человеком, которого зовут Упал, или Упендра, или Балван? Кстати, бедняга Упал как-то действительно упал. Играя в... хоккей, он серьезно ушиб ногу и какое-то время хромал, вызывая участливые вопросы русских: «Ты что же, упал?» В ответ недоуменно звучало: «Да, я Упал, а вы откуда знаете?»

Игорь САВЕЛЬЕВ, Санкт-Петербург