Корабельная сторона
Номер от 30 марта 2004 г.

Когда автобусы были большими
Тогда же и таксомоторы были большой редкостью в нашем городе

Автобус маршрута № 1 тогда, в самом начале 60-х, как и сейчас, ходил из Северодвинска на Ягры. Правда, отправлялся он на остров от старого рынка. Номер 2-й ходил на так называемый второй участок - к ДОК-2. Третий маршрут был «кольцевым», хотя «кольцо» было, по нынешним масштабам, весьма скромным - западная сторона его проходила по проспекту Ленина. Автобус маршрута № 4 следовал в наш порт, точнее - до его проходной, а № 5 катился до Малой Кудьмы и останавливался прямо у нынешнего моста через речку.

ДЛЯ ГОРОДА того периода это была весьма разветвленная сеть общественного транспорта, которой с полным правом гордились не только руководители города, но и рядовые граждане. Областной Архангельск, где роль главного перевозчика в центре с незапамятных времен играл трамвай, в «автобусном» отношении проигрывал Северодвинску.

Главное пассажирское автопредприятие тогда располагалось там же, где и сегодня, но на территории меньшей площади. Со стороны улицы Первомайской ее тогда ограничивали здание инфекционной больницы и вертолетная площадка - можно сказать, авиационная предтеча автобусного маршрута № 133. Шоссейного сообщения с Архангельском тогда не было, и по срочным делам народ летал... вертолетами - до посадочной площадки на правом берегу Северной Двины - всего за 15 минут. Кому не позволяла зарплата добираться до областного центра по воздуху, тот либо катил в вагонах «дежурки», либо речным теплоходом от пристани на втором участке. Со всеми остановками на все про все получалось 2-2,5 часа.

Еще в ту пору город обзавелся первыми такси. Конечно же, это были самые престижные на тот момент отечественные автомобили - «Победа». Причем таксомоторы все как один красились в нежно-голубоватый цвет. Это была их «униформа». Так же, как позднее кузовная часть такси в большинстве случаев стала краситься желтой или бежевой красками. Правда и то, что многие городские дороги, особенно на окраинах, не отвечали престижному классу «Побед», и водители их, как мне рассказывали, выходили на смену непременно в... сапогах, а в багажнике всегда имелась саперная лопата - на случай, если легковушка завязнет на городских «проселках».

Все это вспомнилось, когда я рассматривал старые снимки, что попали ко мне совершенно случайно: в коллективе Северодвинского ПАТП готовились к юбилею и по этому случаю решили оформить фотостенд. Художники-оформители Борис Комаров и Виктор Перфильев передали тогда часть снимков, которые не вошли в экспозицию.

В ту пору старые небольшие автобусы марки «ЗиС», их, кажется, называли еще «захарками», уже вытеснялись первыми автобусами нового Ликинского завода. По габаритам они уступали, конечно же, нынешним «ЛиАЗам», львовским и «Икарусам», но нам они казались уж очень большими. Очевидно, потому, что мы тогда были маленькими...

Олег ХИМАНЫЧ