Корабельная сторона
Номер от 23 марта 2004 г.

У матросов есть вопросы

Эйлер назвал «Опыт» ледоколом

«Когда впервые появились ледоколы или ледокольные суда? Александр ОСИПОВ (Архангельск)».

Повсеместно наименования первых ледоколов были говорящими: у немцев «эйсбрехер» («eisbrecher»), у шведов «исбритарен» («isbrytaren»), у датчан «брюдерен» («bryderen»), у норвежцев «исбьерн» («isbjorn»), у американцев «ice-breaker». В нашей стране впервые слово «ледокол» для наименования судна было использовано в 1866 году, когда инженер Эйлер применил приспособленную канонерскую лодку «Опыт» для ломки льда между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Перед первым рейсом судно освятили и назвали «Опыт-Ледокол». До этого в России ледоколом именовался рабочий, ломавший лед для бытовых нужд. Достаточно долго наряду с термином «ледокол» бытовал и другой - «ледорез» (ледорезный пароход).

Идеи борьбы со льдом с помощью специальных портовых судов высказывались сразу же после появления первых пароходов. В России удачной считается деятельность предпринимателя М.О. Бритнева, небольшие буксирно-пассажирские суда которого поддерживали в зимнее время сообщение в ледовом канале между Ораниенбаумом и Кронштадтом. Первый из этих буксиров назывался «Пайлот». Форштевни бритневских пароходов были срезаны под углом в 20 градусов к горизонтали, что позволяло судам всходить на лед и проламывать его тяжестью корпуса.