Корабельная сторона
Номер от 16 марта 2004 г.

Как мы встречали «Адмирала»
Было это в августе 1999-го у Никольского буя Северодвинска

Этот снимок Валентина Капустина был сделан относительно недавно, в августе 1999 года, и потому может показаться, что он не совсем соответствует названию нашей рубрики - «Ваш старый альбом».

ОДНАКО в сегодняшнем выпуске у нас появился большой повод поместить именно это фото: на прошлой неделе тяжелый авианесущий крейсер Северного флота «Адмирал Горшков» перешел из-под российского флага под другой - индийский. Здесь же этот корабль запечатлен в момент своего прибытия на внутреннюю северодвинскую акваторию.

За сутки до этого североморские буксиры привели крейсер к Никольскому бую. Как ни отслеживали движение этого внушительного каравана газетчики, а появление его на внешнем рейде города оказалось неожиданным. Нам же повезло: с Валентином мы сумели самыми первыми из журналистов не только подскочить к «Адмиралу Горшкову» на спасательном буксире, но затем еще и перебраться на его широченную палубу. Только спустя некоторое время следом прибыли представители других организаций, в том числе и специалисты водно-транспортных цехов Севмаша и «Звездочки».

Все на крейсере впечатляло. И масштабы палубы, и высота ее «полета» над морем, громада главной надстройки, лабиринты многочисленных помещений, объемные ангары и, к сожалению, разорение, которому крейсер подвергся за годы стоянки в Североморске. Просто не верилось, что такое способны сотворить моряки со своим кораблем...

Северодвинский порт не принимал кораблей столь большого водоизмещения. Поэтому здесь же, в кают-компании крейсера, контр-адмирал В.Г. Доброскоченко, руководивший операцией, провел рабочее совещание, где каждому из капитанов вспомогательного флота поставили конкретную задачу и на специальной карте-схеме показали место в походном ордере. Помнится, все без исключения очень опасались усиления ветра. При своей большой парусности огромный и не имеющий собственного хода корабль вполне мог «сойти» с бровки узкого входного канала. Последствия такого ЧП трудно было даже предсказать. Но с погодой тогда повезло, и на следующий день целая флотилия больших и маленьких буксиров повела «Адмирала» в Северодвинск.

Самым трудным, как и ожидалось, оказался участок внутреннего рейда у Беломорской ВМБ, где крейсер должен был «взять влево» 90 градусов и развернуться к набережной Севмаша. При этом требовалось своевременно погасить инерцию тяжелого корабля. Все расчеты моряков оправдались, а действовали они, надо сказать, очень слаженно. И вот, когда наиболее сложный этап прошли, Валентин Капустин и запечатлел часть той большой корабельной «процессии» на заводском рейде. Общая же картина впечатляла тем, что в те минуты по акватории в одном направлении двигалось множество «разнокалиберных» кораблей, что-то около 15-16 вымпелов, но в том движении не было и намека на нервозность и суету, напротив, даже чувствовалась некая торжественность всего происходящего.

Олег ХИМАНЫЧ