Корабельная сторона
Номер от 6 марта 2004 г.

«Ермак» - первый боец
105 лет первому плаванию корабля-отца всех ледоколов

Общепризнанно, что ледокол является чисто русским изобретением, хотя самый первый кораблик, форштевень которого приспособил для ломки льда кронштадский купец Осип Бритнев, носил чужестранное наименование - «Пайлот».

А вот первый линейный боец со льдами по царскому повелению обрел имя русского покорителя Сибири - «Ермак». Он был создан по инициативе и при непосредственной опеке знаменитого нашего флотоводца Степана Макарова на английских верфях фирмы «Армстронг». Адмирал был одержим идеей покорить льды Арктики и даже провозгласил характерно русский девиз - «Через льды Арктики - напролом!»

В самом начале марта 1899 года новейший «Ермак», поразивший мир невиданными до той поры габаритами и мощью ледокола, отправился в первый свой поход, который явился для него своеобразным экзаменом на право называться покорителем Арктики. Впрочем, Арктика была несколько позже, а сначала он продемонстрировал свои возможности, легко сокрушив лед Балтики, когда вызволял из его плена броненосец «Генерал-адмирал Апраксин»

А еще это был корабль-символ, ведь Россия начала прошлого века по праву считалась морской державой, причем ее приоритет в арктических исследованиях не подвергался сомнению. И вплоть до списания из действующего флота, которое произошло в семидесятых годах, «Ермак» именовали не иначе как «отцом всех ледоколов».

У «Ермака» не просто долгая, а уникальная история, в которой мы находим связь со многими ключевыми событиями нашего Отечества, имена выдающихся личностей России. Ледокол не только самоотверженно трудился, но и воевал, в советское время был награжден орденом Ленина. Но самое главное - именно наш русский «Ермак» считается первенцем целого класса кораблей в мировом мореходстве - линейный ледокол.

Олег АНДРЕЕВ