Корабельная сторона
Номер от 6 марта 2004 г.

Шесть бортов «Triton»
Экспериментальный тримаран Королевского флота Британии

Объединенное Королевство осуществляет масштабный эксперимент по модернизации своего флота. В нем задействованы моряки, ученые и даже студенты Лондона.

По прогнозам, к 2013 году в Британии должна произойти качественная переструктуризация военно-морских сил. К этому времени надлежит заменить и часть фрегатов типа 23, продолжительность службы которым отводилась 18 лет. Таким образом, уже в 2008 году надо либо выводить из строя головной фрегат F 230 «Norfolk», либо проводить его капитальный ремонт. Сегодня с высокой долей определенности можно говорить о том, что британские морские лорды склоняются в сторону замены фрегатов. Во всяком случае, об этом можно судить хотя бы по появлению в Атлантике научно-исследовательского корабля «Triton».

Его появление и само проектирование несколько необычны. Дело в том, что идея необычного корабля рождалась в том числе и в колледже Лондонского университета. Для проектирования и расчетов сразу же были использованы цифровые технологии. Компьютеры помогли выбрать обводы корпуса и соотношение длины к ширине, компоновку машинного отделения и толщину обшивки бортов. В итоге под заданные параметры боевого применения получился тримаран.

Правда, опытный образец, длиной по ватерлинии 90 метров, стали строить не как головной корабль, а как научно-исследовательский прототип. Он выполнен в масштабе 2/3 от размеров настоящего фрегата. Спустили новострой на воду в середине 2000 года. Назвали его «Тритоном». Уже в начале 2001 года началась программа научных исследований.

«Тритон» имеет три корпуса. Один, главный, самый крупный, - по центру и два, меньших размеров, по бокам. В центре огромной палубы расположена надстройка с рубкой. Тримаран имеет ряд преимуществ перед кораблями традиционной архитектуры. У него при равной по мощности пропульсивной системе выше скорость хода, выше остойчивость. Широкая палуба позволяет использовать ее как платформу для самых разнообразных, в том числе перспективных, систем оружия и авиасредств. Кроме того, тримаран оставляет менее заметные «гидроакустическую и тепловую подписи», что позволяет вести патрулирование более скрытно.

На «Тритоне» установлена дизель-электрическая пропульсивная система, которая приводит во вращение один винт регулируемого шага, размещенный в центральном корпусе. Относительно небольшая мощность системы, тем не менее, позволяет разогнать опытный корабль до 20 узлов. Запасов топлива «Тритону» хватит для пересечения Атлантики. Впрочем, для дальних походов его и не предназначали. На корабле имеется много совершенно пустых помещений, в которых могут размещаться как дополнительные запасы, так и всевозможные оборудование и аппаратура.

Новинкой очень интересуются американцы. Часть испытаний «Тритона» проходит по их программам. С каждым месяцем проект фрегата будущего наполняется новым содержанием. Уже известно, что будущий фрегат получит совершенную автоматическую систему управления огнем. При этом она будет работать в единой компьютерной сети не только одного корабля, но и в глобальной системе управления военными силами Великобритании и США. При этом тенденция англичан к уменьшению численности экипажа будет продолжена. Фактически новый фрегат можно будет назвать кораблем-автоматом.

Владимир ВОЛОДИН