Корабельная сторона
Номер от 6 марта 2004 г.

«Harrier» лишили неба
Высокая аварийность морского самолета

Военно-морские силы США поставили на прикол свои истребители вертикального взлета AV-8B «Harrier II». Причиной столь решительного шага стали участившиеся катастрофы этой машины.

КОЛИЧЕСТВО происшествий с «Харриером» в 2003 году на 100000 часов налета составило 11,05. А это, как сообщает «MSNBC.сom», более чем в пять раз превысило аналогичный показатель для всех остальных военных самолетов. За тридцать два года использования истребителя вертикального взлета в катастрофах было потеряно более трети парка. Только за последний год разбились пять таких самолетов.

Примечательно, но самолет первоначально был чисто британским. Он предназначался для вооружения авианосцев королевских ВМС. В начале семидесятых это была поистине уникальная машина. Однако со временем англичане утратили интерес к самолету, зато их заокеанские партнеры вознамерились использовать характеристики машины для достижения своих целей. Строительством «Харриера» полностью занялась американская корпорация «McDonnell Douglas». По-американски машина получила обозначение AV-8. Впоследствии самолет модернизировался. Сейчас он обозначается как AV-8B, или «Harrier II+».

Максимальная скорость «Харриера» составляет 1065 километров в час. Он может подниматься на высоту до 15 километров. Радиус боевого применения составляет 650 километров. На американских самолетах установлена пятиствольная пушка «General Electric». На шести подкрыльевых узлах подвески размещаются ракеты и бомбы. «Харриер II+» может нести до шести ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM.

Для управления на режимах вертикального взлета и посадки, а также при полете на малых скоростях служит газодинамическая система управления, состоящая из пяти сопел-клапанов. Два сопла для продольного управления размещены в носовой и хвостовой частях самолета; одно - для путевого управления - в хвостовой части фюзеляжа и два - для поперечного управления - на концах крыла. Воздух в ГДСУ отбирается от компрессора высокого давления. Вот этот компрессор и становится причиной неполадок. Неисправности реально могут привести к небоевой потере самолета.

Статистика неумолима: в 148 не связанных с военными действиями инцидентах с самолетами «Harrier» погибли 45 морских пехотинцев. Когда количество флотских рекламаций перевалило все мыслимые пределы, «McDonnell Douglas» приступила к широкомасштабной проверке истребителей. Инспекторы подвергли осмотру 217 бортов. После проверки трех четвертей парка неисправности обнаружены в 11 двигателях «Rolls-Royce». Инспектирование должно было завершиться 8 марта. Самолеты «Harrier», помимо США, эксплуатируются ВМС Великобритании и Испании. Морские летчики этих стран внимательно следят за ходом проверки.

Ряд отечественных наблюдателей полагают, что век «Харриера» все же заканчивается. Сама конструкция самолета изначально усложнена и предрасположена к более частым летным происшествиям, нежели у машин традиционной схемы. Вот и опыт эксплуатации советского близнеца «Харриера» - морского истребителя вертикального взлета Як-38 - изобилует неприятными эпизодами. Да и практика боевого применения говорит о том, что «Харриер», задуманный в середине шестидесятых, уже все-таки морально устарел, несмотря на модернизации. К тому же, в США построены первые образцы самолета совершенно нового типа, который также может взлетать вертикально, но при этом он не имеет традиционных недостатков «Harrier».

Максим СТЕПАНОВ